Что означает скипетр и держава на гербе. Скипетр и держава на выставке «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси»

Имперская держава - изготовлена в Кельне около 1200 года. Держава изготовлена из золота, украшена драгоценными камнями и жемчугом. Разве плохо жить в сильной и большой стране? Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. Корона, с. и держава символы монархии.

Держава царя Михаила Фёдоровича(«Держава Мономахова», Держава Российского царствия) - (хранится в Оружейной палате). Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела(Яблоко великодержавное греческого дела) - (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым.

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Держава золотая, малая (Петра II) - (в Оружейной палате). Изготовлена в 1727 году. Миниатюрность регалии, скорее всего, объясняется тем обстоятельством, что она была предназначена для юного монарха. Скипетр представляет собой укороченный посох, которым в древности пользовались пастухи.

Она тоже была известна у разных народов с древнейших времен, а в христианскую эпоху навершием шара сделали крест. В России оба символа с XVI века использовались при венчании на царство. Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой.

Смотреть что такое «скипетр и держава» в других словарях:

С. в руках монарха. Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. Атрибут богов Неба, монархов и магов. В буддизме алмазный скипетр — символ высшей власти, Дхармы, правосудия, авторитета, семи позитивных и непреходящих добродетелей. См. также дорже. Китай: высшая власть, жу-и, сила веры: как ты желаешь. Защищает от неожиданностей и указывает путь. Атрибут бога учения и словесности. Греко-римская традиция: атрибут бога Неба Зевса (Юпитера) как символ высшей власти, а также Юноны, Кибелы и римского консула.

СКИПЕТР - (греч. skeptron палка, от skepto опираюсь). В археологических раскопках на землях кельтов были найдены предметы, выполнявшие в древности роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили на развалинах храмов и святилищ; предполагается, что они служили регалиями жрецов.

Как правило, археологи определяют термин «цивилизация», исходя из достижений в области технологии и особенно по наличию монументальной архитектуры и скульптуры. Вполне понятно, почему приоритет отдается именно этим чертам культуры: как раз они-то и представлены обычно лучше всего в археологических материалах, выдержавших разрушительное воздействие времени. Конечно, более важными для решения данной проблемы являются те социальные и экономические процессы, которые сопряжены с этими технологическими достижениями.

Следует отметить и большие трудности в решении проблемы происхождения Древнейших государств, наличие в исторической науке серьезных противоречий и споров по этому поводу. Прежде всего, поразительная скудость информации, касающейся именно данного переходного периода между уровнем «вождества» (chiefdom) и уровнем древнейшей циви­лизации. Ниже я попытаюсь проследить процесс эволюции политической системы у древних майя, для которых, помимо археологических материалов, имеются еще и богатые этноисторические данные.

И невозможно было описать богатство их украшений, поистине прекрасен был вид всех вождей и воинов…». Эволюция важнейших общественных институтов эпохи «вождества» представлена в «Анналах Какчикелей» вполне отчетливо. В одном месте там говорится, что, «будучи избраны всеми, эти правители пришли к власти».

В дальнейшем эта двухчленная структура была заменена другой - четырех­членной. Здесь же присутствуют еще два персонажа в пышных костюмах. Следовательно, перед нами - правящая четвертка: верховный правитель и три его соправителя, занимающие разные высокие посты в государстве. Четырехчленное деление верховной власти отмечено у многих групп майя X- XVI вв.: в Акалане у майя-чонталь, у майя-ицев в Петене (Тайясаль), у киче и какчикелей в горной Гватемале.

О том, что смена власти в далекой древности происходила у майя раз в год, во время пяти предновогодних «роковых» дней, уже говорилось выше при описании ритуала Вайеяб. Но здесь следует добавить о прямом участии в этой важной церемонии бога-распорядителя (и, видимо, его земного двойника - верховного жреца). Знаменательно, что в доме «князя», выбираемого жителями селения на один год, всегда помещали статую очередного правящего бога, а перед ней устанавливали статую бога-распорядителя.

Опознать, какой именно зверь изображен в роли Мама, пока не удается. В XVI в. бога-распорядителя на Юкатане также называли Мамом. Он принимал, судя по описаниям, активное участие в смене у власти правителя в конце каждого года во время празднества Вайеяб.

В.Г.) с прощальной церемонией…». Кан-у-Вайеяб, и относили его на курганы из сухого камня… В.Г.). Избирали князя селения, в доме которого справлялся в эти дни праздник. Чтобы справить его, они делали статую демона, которого называли Болон Ц’акаб, и помещали ее в доме князя, выставляя в общественном месте, чтобы все могли подойти…

В.Г.) на жердь, называемую к’анте, поставив ему на плечи ангела и знак воды… Этих ангелов они рисовали и делали ужасными. И так они относили с большим ликованием и танцами в дом князя, где находилась другая статуя Болон Цакаба… Войдя в дом князя, они помещали это изображение напротив статуи демона, которая там находи­лась, и подносили ему много даров и кушаний и напитков, из мяса и рыбы…».

Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. То же самое происходило и у богов (четверка «великих богов» по Ю.В. Кнорозову).

Брейгель Питер. Мизантроп

→ Шар / Сфера (армилярная) / Правление хорошее и плохое /

БРЭФ / Яблоко царского чина

или держава, золот. шар, украшенный драгоцен. камнями и увенчанный крестом; одна из государствен. регалий; впервые упоминается при венчании на царство Василия Шуйского (1606).

В царский обиход державу, которая именовалась у нас и в Речи Посполитой яблоком, ввёл Борис Годунов. «Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так и держи всё царство, данное тебе от Бога, защищая его от врагов непоколебимо». Держава вручалась вместе со скипетром во время церемонии венчания на царство. Из многочисленных держав 16-19вв. особо выделялась держава большого наряда Михаила Романова. Её верхнее полушарие, разделённое на четыре части, несло на себе изображение сцен из жизни царя Давида. Держали яблоко, как правило, в правой руке.

царство на земле, власть над Миром (в древности добавлялась фигурка Нике, богини Победы, в христианской традиции - крест).

Впервые она использовалась как знак власти римскими императорами.

Шар широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых божеств как символ их универсальности:

Атрибут Истины, особенно с XVII в.

Изобилия

Справедливости, вместе с весами и мечом

Философии, её нога может стоять на шаре.

Фортуны, первоначально указывал на ее переменчивость (В противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят Вера и История)

Удобного Случая и Немезиды (Обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом)

Аполлона

иногда Купидона

Земной шар (глобус) является атрибутом:

Смеющегося философа Демокрита

одним из элементов натюрморта

Небесная сфера (На нем могут быть звезды или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные) является атрибутом

персонифицированной Астрономии (свободные искусства)

Урании (муза астрономии).

ЭМБЛЕМАТИКА

Держава, лежащая на земле.

Презираю земные дела.

Не следует слишком увлекаться делами мира сего

Предпочтительнее обратить свое внимание на дела более возвышенные.

Душа человеческая сотворена для того,

Чтобы летать в небесах –

Радостной отдушине, по сравнению с тюрьмой,

В которой она находится теперь!

Там, освободившись от уз земных,

Она может летать повсюду.

Символ мироздания, покоящийся на спине у рака.

Сея картина ясно представляет,

Как мир, подобно раку, пятится назад,

Как будто ему доставляет большое удовольствие

Движение в обратном направлении.

Миряне учат пасторов, как надобно молиться,

И дети управляют государством,

Когда им подчиняются господа.

Христианство

Символ власти, и как таковая - частый атрибута Бога Отца может держать свою ногу на небесном шаре.

Держава в руках Христа - символ Его верховной власти как Спасителя Мира (SALVATOR MUNDI).

В руках человека монарха – царское величие, его власть над миром.

Снабженная крестом - один из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника.

Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычество Христа, это эмблема правителей Священной Римской империи и - до сих пор - британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие, как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке.

А во франкфурстком алхимическом издании 1618 г. (обнаружено Зильберером) в книге об алхимии, изданной в во Франкфурте: внизу - земной шар, у которого имеются крылья, то есть шар летит через время и пространство. И на этом изображении можно увидеть знаки триады и тетрады- треугольник и квадрат - они, по-видимому, обозначают материю и скрытую в ней стремящуюся вверх жизнь.

хххе́

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Большой наряд царя Михаила Федоровича. Венец - Мастерские Московского Кремля, 1627. Держава - Западная Европа, конец XVI века. Скипетр - Западная Европа, около 1600.

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного:
«На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов».
В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века.
Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Михаил Федорович

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Calling of Mikhail Fedorovich

Большой Наряд царя Михаила Федоровича

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю - Михаилу Федоровичу Романову - необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения, золотую и серебряную утварь, парадное оружие.
А в 1627-1628 годы кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь надевал только в особо торжественных случаях - во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов.

Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными «городками» и ажурными запонками с драгоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму.

Держава «Большого наряда» представляет собой золотой пояс разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.


"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см


Солнцев Фёдор Григорьевич

Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин

Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных с плодородием.

Древний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной палате, в описи Государева большого наряда, составленной в 1642 г. по указу царя и великого князя Михаила Федоровича, описан следующим образом:

«Скипетр золот чеканной с розными финифты и с каменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; наверху три орла пластанных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмицкое. Со скипетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд».

После замены лазоревого яхонта изумрудом этот скипетр большого наряда, как видно из последующих описей, сохранился в том же виде по настоящее время. О нем же упоминается в описи казны и царского наряда царя Иоанна Алексеевича:

«Скипетр золот с розными финифты, на нем орел с короною, на короне изумруд; сверху и на исподе того изумруда по зерну гурмицкому; в нем двадцать алмазов, девять яхонтов червчатых, три изумруда; одного алмаза нет; влагалище оклеено бархатом алым, посредине атласом червчатым».

При общем царствовании царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей этот скипетр принадлежал Иоанну. А для царя Петра Алексеевича сделан был сходный с ним скипетр, золотой с цветною финифтью и также украшенный изумрудом большим, на спне, с двумя бурмицкими зернами, тремя малыми изумрудами, двадцатью алмазами и девятью яхонтами.

Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак - налуч и колчан, стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан играют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свобод! покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.

Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.

На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золе более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.


Михаил Фёдорович в Большом наряде.

Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.

В допетровской Руси царские одежды и утварь были распределены на наряды, т. е. подобраны сообразно виду и ценности. Драгоценное хранилось на Казенном дворе, всё прочее - в казне Мастерской палаты; в каждом хранилище счет Наряда был особый. При царе Михаиле Федоровиче в записной книге Мастерской палаты значилось тридцать нарядов обыкновенного платья, а на Казенном дворе - 8 нарядов.


Казенный двор в Кремле
Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Миниатюра. Фрагмент
Москва, 1672-1673

В состав Наряда Большие Казны входили регалии, в которые государи облекались в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники (например, Шествие на осляти).

Состав Большого наряда

1. Золотой Крест из Животворящего Древа, при нём цепь золотая (цепь крещатая).

Золотая цепь царя Михаила Федоровича работы кремлевских мастеров - самая ранняя из царских цепей в собрании Оружейной палаты. Впервые она упоминается в документах царской казны в 1640 году. В ней 88 круглых, слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне которых исполнена похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо».

2. Шапка Мономаха и другие царские венцы.


Шапка Мономаха.Изготовлена на Востоке (Бухара, Хорезм или Египет). С XVIII в. - геральдическая корона царств Великия, Малыя и Белыя Руси.

Шапка Мономаха - главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

3. Диадима - широкое круглое ожерелье.


Бармы. Оружейная палата

Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai - круглый щит, или от перс. berme - охранение, защита, или от др.-польск. brama - украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm - край) - широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году - их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.

4. Скипетр.
Скипетр (др.-греч. σκῆπτρον «жезл») - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра - пастушеский посох, присвоенный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами - скипетрами.


«Большой Наряд»: корона Михаила Федоровича и скипетр и держава Бориса Годунова.Кликабельна

В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича. Один из синонимов слова царь стало слово скипетродержатель.


Вид на старое здание Оружейной палаты
П.А. Герасимов. Акварель.
Середина XIX века

Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате. Скипетр, употреблявшийся русскими государями, изготовлен к коронации Павла I, в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; в вершине его знаменитый бриллиант «Орлов».

Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов»
История
Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы - золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль.
Длина скипетра - 59,5 см

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.
Ныне императорский скипетр хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

5. Яблоко золотое с крестом - то есть держава.

Держава (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

Держава царя Михаила Федоровича (вторая половина XVI в.); Держава императорская, 1762 г. (золото, бриллианты, сапфир 200 кар., алмаз 46,92 кар., серебро, высота с крестом 24 см.)

Россия переняла сей знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 году.

Если скипетр считается символом мужского начала, то держава - женского.

Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой.

Держава - символ знания. «Яблоко» - символ плода дерева познания в Библии.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

6. Окладень - цепь или перевязь с орлом.
Золотая сканная цепь

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI-XVII ст. - неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком - Генрихом Оранским. Изготовленный в Западной Европе в 1620 - е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640 - х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев.


Маршальский жезл

Жезл - символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Сохранившиеся до нашего времени маршальские жезлы имеют вид короткой палки, делаются из серебра или золота и украшаются драгоценными камнями и государственными эмблемами. В придворном быту жезл употребляются некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях.

8. Платно царское.

Платно царское - царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.


Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год. Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов. Москва, Оружейная палата. Дерево; темпера, масло. 244 х 119. Поступила в 1891 году. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Описание платна

Платно по крою было аналогично опашню. Длинная одежда с рукавами. От опашня платно отличалось отсутствием нашивок. Нашивки - поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

Царское платно изготовлялось из дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита и других. Подкладка тафтяная, опушка атласная. Длина рукавов 10 или 11 вершков. Ширина рукава 6, 7 или 8 вершков в локтях. Ширина в подоле около 4 аршин. По краям и разрезам Царское платно обшивалось жемчужным кружевом (каймой). Застёгивалось платно на 11 или 12 пуговиц.

Меховое царское платно на мехе горностая.
Царское платно надевали на Царский становой кафтан.
С 1678 года Царское платно начали называть порфирой.
При погребениях тело царя покрывали Царским платном. Платно покрывали гробовым покровом.

9. Кафтан становой царский.

Кафтан (перс. خفتان‎) - мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.

Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застёжками спереди.


Стрельцы в кафтанах

10. Царское место.
Царское место - в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом - почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник -- в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

Мономахов трон.1856

11. Предметы одежды (тафья, колпак, чеботы, посох, подаренный Михаилу Фёдоровичу в 1613 году, калита великого князя Данила).
12. Другие предметы: стоянец (стоян), на который ставилась держава, ковши для угощения послов, топоры рынд, золотые цепи рынд и другое.

***
Рында - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.

История
Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны рынды всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого рынды были по 1-3 подрынды или податня (тоже из стольников). Главный рында пользовался правом прибавлять к своему отчеству -вич. Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего.

Рында с большим саадаком - главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.

Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.

Одежда рынд


Иван Билибин. Костюм для оперы "Борис Годунов" Мусоргского.

Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:

Четыре шубы горностайные под белой камкой, опушены горностаем, на шубах восемь завязок с серебряными кистями.
четыре терлика белых из камки индейской, исподы песцовые белые, ожерелья горностаевые, пять нашивок с серебряными кистями.
четыре кушака кызылбашских с золотыми полосами и шелковыми полосами разных цветов.
четыре шапки рысьих, четыре шапки песцовых белых.
сапоги сафьяновые белые.

Смирная (траурная) одежда.

Четыре шубы собольи под чёрным атласом, шубы с 8 завязками с чёрными кистями.
четыре терлика атлас гвоздичный (или вишнёвый).
четыре шапки тафтяных гвоздичных или вишнёвых.
сапоги сафьяновые чёрные.

Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Вместо терлика могла использоваться ферязь.

В.Семёнов.Рында.

Ношение нарядов

В разное время состав Большого наряда мог незначительно меняться. Например, Фёдор Алексеевич в составе Большого наряда вместо чеботов носил башмаки.

В Большой Казне хранились 10 перстней, которые царь надевал вместе с Большим нарядом на приёмы послов. Например, 18 августа 1647 года при приёме литовского посла на царе было 4 перстня. При приёме голландского посла 20 июня 1648 года - 9 перстней.

В разных случаях вещи Большого наряда могли сочетаться с вещами других нарядов. Например, 6 января 1671 года при царском выходе на царе было: крест, диадима второго наряда, шапка царская первого наряда, платно царское второго наряда и т. д.

Калита передавалась по наследству и хранилась в составе Большого наряда, как напоминание о милосердии Ивана Калиты. 19 апреля 1635 года была скроена новая калита из камки по образцу калиты Ивана Даниловича Калиты.

Стоянец (стоян) - серебряные пирамиды высотой около аршина. На усечённой вершине пирамиды размещалось блюдо для постановки державы. Стоянец стоял слева от трона.

Иллюстрации -Солнцев Фёдор Григорьевич

Держава (символ)

Держа́ва - (древнерусское «държа» - власть ) символ государственной власти монарха , представлявшая собой золотой шар с короной или крестом .

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

Россия переняла данную традицию у Польши. Впервые держава была использована как символ власти русского царя при венчании Лжедмитрия I (1605 год).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Держава (символ)" в других словарях:

    Муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

    - (иноск.) условный знак Символическое (иноск.) изображенное знаками Символизм. Ср. Держава символ власти. Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. Александрит. 3. Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Екатерина II с кор … Википедия

    1) независимое государство. Термин Д. в качестве синонима государства на практике применяется не ко всем государствам, а только к тем, которые играют выдающуюся роль в международной политике (см. Великие державы); 2) символ власти монарха (напр … Юридический словарь

    1) независимое государство.2) Символ власти монарха (напр., в России золотой шар с короной или крестом) … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕРЖАВА, одна из государственных регалий, символ царской власти золотой шар с короной или крестом. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    1) независимое государство; 2) символ власти монарха (напр., в России золотой шар с короной или крестом). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    ДЕРЖАВА - 1) независимое государство. Термин «Д.» в качестве синонима «государства» на практике применяется не ко всем государствам, а только к тем, которые играют ведущую роль в международной политике (ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ); 2) символ монархической власти… … Юридическая энциклопедия

    держава - Символ царской власти, имеет форму шара. У христианских государей с крестом на вершине. С Д. изображают Господа Саваофа, Христа, Богоматерь, обычно восседающих на царских престолах … Словарь иконописца

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Книги

  • Колокол и держава , Смирнов Виктор Григорьевич. Вечевой колокол - символ вольницы новгородской и потому враг государства, в котором все должно быть подчинено державной власти, власти князя Московского. Наделенный большим разумом государь…
  • Колокол и держава , Смирнов В.. Вечевой колокол - символ вольницы новгородской и потому враг государства, в котором все должно быть подчинено державной власти, власти князя Московского.. Наделенный большим разумом государь…