Что такое фата моргана определение. Видения фаты морганы

Одним из загадочных и завораживающих природных явлений является мираж Фата Моргана.

Фата-моргана – это визуальное явление в воздухе, которое состоит из нескольких видов миражей, появляющихся на небосклоне сложных и очень быстро меняющихся изображений объектов, находящихся вдалеке за горизонтом. Впервые миражи люди увидели еще с незапамятных времен, в эпоху правления короля Артура. Свое название миражи получили от феи Фаты-Морганы, которая согласно легенде, обитает на дне моря и обманным путем навлекает смерть мореплавателей, рисуя на их пути покрытые тайной миражи. Она виртуозно строила замки неземной красоты, шикарные дворцы, возле которых шумели фонтаны, и завлекала туда уставших путешественников. Увидев эти роскошные замки, туристы, как заколдованные, сворачивали с дороги, а изумительное марево через некоторый промежуток времени бесследно испарялось. Так, Фата-Моргана любила развлекаться, созерцая за великим удивлением людей. Она продолжала шутить над путешественниками еще долгое время, таким образом, не давая усомниться им о своём существовании.

Рассмотрим несколько примеров, которые документально подтверждены.

Так, в 1684 и 1908 годах в Ирландском море два раза появлялся некий остров, на котором был расположен городок необычайной красоты. Но в скором времени он также неожиданно исчез, как и появился.

А в 1762 году мореплаватели корабля «Аврора» увидели в водах Атлантического океана, что неподалеку от Фолклендских островов, новые неизведанные острова, которые позже были названы в честь этого судна. Моряки, вернувшись с плавания, сообщили об этих землях географам, а те, с их слов, нанесли месторасположение островов на карту. Но спустя некоторое время их никто не нашел. От этих земель не осталось и следа.

Жители Лазурного берега, что расположенный во Франции, также не один раз случалось созерцать, как в водах Средиземного моря на горизонте внезапно появляются горы какого-то крупного острова, а потом полностью исчезают.

Ко всему этому или подобному природному явлению была причастна фея Фата-Моргана. Однако она любила обманывать людей не только иллюзорными островами. В другой раз злая волшебница могла устроить в воздухе военный парад.

Помимо этого, Фата-Моргана иногда может показывать парящие парусники высоко над землёй. Летающие корабли появлялись лишь в 90-х годах XIX столетия. В то время некий американский исследователь Чарльз Форт написал книгу «Новые земли», где рассказал, что эти восхитительные парящие над землёй корабли – это корабли инопланетных существ.

Также у феи бывают и более мелкие пакости. Иногда ее «работы» можно увидеть на дороге. Если ехать по шоссе в ясную солнечную погоду, то в определенный момент может внезапно показаться, что чуть дальше асфальт покрыт лужицами. Но стоит подъехать немного ближе, как тут же лужи внезапно исчезают и - снова появляются вдалеке, чтобы потом снова раствориться.

Теперь разберемся, что же происходит на самом деле.

Атмосфера, который мы окружены, являет собой, так называемый, слоёный пирог. Притом температура таких слоев очень разная. По-всякому проходят солнечные лучи через каждый слой. Чем выше температура, тем больше искажается их траектория, причём путь такого искривления идет от слоев к более холодным.

Атмосферные слои можно сопоставить с линзами огромных размеров, у которых с разный коэффициент рефракции света. Самый нижний слой очень сильно прогревается от раскалённого асфальта и поэтому обладает маленьким показателем рефракции - свет не может пройти сквозь него, а только лишь отражается. Так и получается, что на дороге мы замечаем отражённую небесную высь, создающую мираж луж на асфальте.

Но так случается далеко не всегда. Ведь «атмосферные линзы» должны находиться так, чтобы солнечные лучи, пробились сквозь них и, оставив след, образовали на шоссе фантом небосвода. Однако для этого обязательно нужно много условий - подходящая температура, освещённость, время.

Лужицы на дороге являются всего лишь простой формой иллюзии. Горы, всплывшие на острове Корсика, что недалеко от Лазурного берега - тоже. Однако самые сложные иллюзии именуются не как иначе, как фата-моргана. Фата-моргана представляет собой сложное световое воздушное явление, которая состоит из нескольких форм марева. Наряду с этим отдалённые объекты видны неоднократно и с многообразными искажениями.

Проще говоря, чем сложнее форма таких линз, тем оригинальней мираж. Более того, погода изредка бывает безветренной. Атмосферные линзы способны передвигаться, переворачивать картины, накладывать некоторые части изображений друг на друга или же, напротив, копировать. Фата-Моргана также может, например, сделать из горизонтальной поверхности вертикальную стену, и тогда картины «взлетают» в поднебесье. Так и представляются взору перед потрясёнными очевидцами фантастические картины в виде парящих над землей кораблей.

При котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности , способных давать зеркальные отражения . В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие (в т.ч. находящиеся далеко за горизонтом) объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы .


В культуре

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди»:

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса. … Она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы. … Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. … Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. … Перед глазами у неё были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере…

Напишите отзыв о статье "Фата-моргана"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.) . Все для детей. Проверено 31 марта 2015.
  • Алексей Савин, кандидат физико-математических наук. (рус.) . «Вокруг Света». Проверено 4 апреля 2015.

Отрывок, характеризующий Фата-моргана

– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Если первая половина сентября две тысячи семнадцатого разом накрыла публику волной страха, открыв сезон клоуна Пеннивайза, то вторая половина девятого месяца дарит нам долгожданный фит Маркула и Оксимирона с не менее интересным сюжетом мрачноватого клипа. «FATA MORGANA» — не первая коллективная работа артистов, шесть лет назад музыканты записали совместный трек «В тихом омуте», однако сравнивать материалы даже не представляется необходимым. На этот раз исполнители подготовили нам бомбу в прямом и переносном значении, а на первый взгляд неподходящий под песню клип является полноценной короткометражкой, на самом деле сочетающей и аккумулирующей в себе и смысл трека, и вложенный туда сюжет. Поскольку видео и аудио дорожки переплелись в монолит, мы анализируем все вместе.

С первых секунд видеоклипа перед нами открывается мир постапокалипсиса и угрюмая атмосфера безумия. Все настолько кажется пессимистичным и бесперспективным, что в такую обстановку отлично бы вписался портрет Большого Брата, следящего за тобой. Впрочем, жанр антиутопии будет упомянут как раз кстати, ведь клип – самый настоящий блокбастер, пропитанный аллегориями, символами и посланиями.

Сюжет прост: герои собирают большую музыкальную бомбу, пользуясь своим талантом, и с нею хотят победить огромное чудовище, которое захватило город. Как мы понимаем, власть его породила бандитизм и анархию, сила тьмы восстала со дна, как предвещал еще Марк в «Горгороде». Даже облик монстра в финальном кадре отсылает нас к альбому 2015 года: «Мрак, водолаз да спрут». Перед нами вариация на тему того, как выглядит мэр, вынужденный столкнуться с новыми оппозиционерами, только вот они увереннее и сильнее прежних. Теперь-то они точно стали чем-то большим, чем они сами, и готовы бросить вызов системе.

Образ черепахи

Первый же образ в клипе – черепаха с динамиком, уже уничтожившая бандита. Рана у него на голове, что свидетельствует о том, что у него лопнули ушные перепонки, и удар был нанесен посредством звуковой волны. Животное с хитиновым покровом — неотъемлемый элемент истории, разворачивающейся в картине. Это прообраз музыкальной бомбы, и в таком необычном выборе носителя скрывается посыл слушателям — музыка не должна делаться быстро. Сопоставляем такую метафору с творчеством Оксимирона, и все становится на свои места: артист действительно не торопится с новинками, зато создает их максимально качественными. Как говорится, редко, но метко. « Это рэп, а не череда инфоповодов» — читает Мирон в качестве еще одной подсказки на то, что творческий процесс требует усилий и времени. Опять-таки само искусство нуждается во вдохновении, погружении и самоотдаче художника, а не в его имидже или контракте. Именно так и работает Мирон.

Аутодафе стиральной машины

Сюжет клипа разворачивается подобно настоящему боевику: главные персонажи картины – Маркул в роли полицейского и его банда — собирают бомбу по частям, доставая нужные детали из техники, а батарейки — из рыб. Куча бытового хлама и ее последующее сожжение – метафора, означающая протест против мещанских условностей и зацикленности на материальных аспектах существования. Ради всех этих побрякушек люди хоронят свои мечты, работают целыми жизнями и вешают на себя ярмо кредитов. А стоит ли? Эти вопросы и поднимаются в песне. Может, хватит и горизонта, а все остальное навязано нам извне?

Образ рыбы

Следующий образ из мира фауны и флоры – рыбы. Они подвешены на крыше дома в пакетах, где предусмотрительно прорезаны дыры. В них герои находят батарейки для своего предприятия. Есть несколько версий, почему же авторы идеи использовали этот образ.

  1. Возможно, это именно те навязыватели мнений, которые немы, если речь идет о действительно важной информации. Власть постоянно держит их в подвешенном состоянии, да еще и периодически выпускает воду, так что другого выхода, кроме молчания, у них нет. Продажные СМИ, сладкоголосые рэперы, блогеры ни о чем – все это неотъемлемые элементы режима, против которого выступает честная музыка. Как исполнители, Маркул и Оксимирон не боятся задевать и критиковать таких пропагандистов псевдоправды и недоправды, возможно, в этом вдохновении от борьбы и кроется заряд энергии, воплощенный в клипе в виде батареек. Деконструируя образ врага (разрезая рыбу), музыканты находят силы для финального поединка с глобальным злом несправедливой и алчной машины (чудовищем, которое захватило город). Такое политическое значение подтверждается недавно взятым курсом Оксимирона – возвращение на родину, возвращение к истокам, и, как следствие, повышенное внимание к политической ситуации в стране. Уже в Горгороде отчетливо прозвучали оппозиционные мотивы, и в новых подгонах они обретают еще более явное истолкование.
  2. В индуизме символ рыбы означает свободу от бремени мирских желаний. Возможно, в отвлеченных мифологических образах авторы идеи хотели воплотить аскетизм и отрешенность от суеты, которые помогают им возвыситься над властью наживы и противостоять ей.
  3. Во многих культах рыба символизирует удачу, изобилие и сексуальность. Эти составляющие лежат в основе творчества большинства современных рэперов. На них, как на трех слонах, зиждется идеология эпохи потребления. Возможно, авторы идеи в рыбах подразумевали подвешенных за жабры коллег, которые зависят от трендов и брендов и не вырываются из узкой полиэтиленовой парадигмы мышления. Герои, напротив, вспарывают ее, как и животы беспомощных рыб, доставая из этого процесса заряд энергии для борьбы со злом.

О миражах известно все и ничего. С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж — голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Люди видели миражи начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное. Откроем старинную книгу «Поденные записки о плавании на северный китовый промысел, содержащие исследования и обретения на восточном береге Гренландии». В ней говорится о большом городе, который наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин», полном замков и храмов, очень похожих на древние строения. Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства позднее, конечно же, не подтвердились.

Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.

Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникают в ее небе видения. Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города - с небоскребами, высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети. Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.

Кстати, Аляска и по сей день остается одним из лучших мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений, которое выпускает журнал наблюдения миражей, а туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины встают горы, а потом неведомо куда исчезают.

Но для того чтобы увидеть настоящий мираж, совсем не обязательно ехать на Аляску. Если в жаркий летний день встать на шоссе против солнца, то можно заметить, как дорожное полотно в 2-3 километрах от нас как будто погружается в блестящее на солнце озеро. Попробуем приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в отдалении. Именно эти миражи в древности доводили до отчаяния путников, изнывавших от зноя и жажды. В литературе такой вид миража называют оазисным, или озерным, а не склонные к лирике физики называют его нижним, и сейчас мы поймем почему.

Природа озерного миража изучена в деталях. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности.

Те же миражи - замки, города и горы, - с которых мы начали свой рассказ, хоть и разнообразнее озерных, но в целом схожи с ними в объяснении. Ученые называют их верхними миражами. В «Метеорологии» Аристотеля приведен характерный пример, как жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. Уменьшение его плотности с высотой «вынуждает» лучи, отраженные от предметов, находящихся невысоко над горизонтом, искривляться книзу. А законы оптики таковы, что мы всегда видим предмет по направлению последнего отрезка пути светового луча. Поэтому атмосферная рефракция приподнимает предметы, что и позволяет заглянуть за черту горизонта. Если есть мираж нижний и верхний, почему бы не быть боковому? Удивительные явления часто можно наблюдать у хорошо прогретых стен зданий. «Приближаясь к стене форта, сделанной из песчаника, я вдруг заметил, что она заблестела как зеркало и в ней отразились и пыльные пальмы, и верблюды, тащившие на горбах наши пушки», - описывает свои впечатления от Туниса французский офицер Лазар Погю. А голландский астроном и популяризатор науки Марсель Миннарт предлагал такой оптический фокус: «Встаньте у длинной стены на расстоянии вытянутой руки и смотрите на блестящий металлический предмет, который ваш товарищ постепенно приближает к стене у другого конца. Когда предмет окажется на расстоянии нескольких сантиметров от стены, его контуры исказятся, и вы увидите на стене его отражение, как если бы она была зеркальной. В очень жаркий день изображений может быть даже два». Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Для следующего, самого загадочного вида миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы, в переводе с итальянского «феи Морганы». Говорят, что она, сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований. 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Каким же образом ученые пытаются объяснить подобные явления?

Если, например, следовать теории Фрайзера-Маха, то для возникновения фата-морган необходимо, чтобы зависимость температуры воздуха от высоты была нелинейной. Сначала температура возрастает с высотой, но с некоторого уровня скорость ее роста уменьшается. Подобный температурный профиль, только с более крутым «переломом», ученые называют воздушной линзой. Существование такого эффекта метеорологами обосновано, но утверждать, что именно он является причиной возникновения фатаморган, рано.

Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли. «Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дрожала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки, детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря но то что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражейпризраков и даже одно любительское видео. Подобные явления обычно возникают утром, в жаркий день, когда от земли еще поднимается пар. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане. Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражипризраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.

Алексей Савин, кандидат физико-математических наук