Доходы расходы по видам транспорта. II

То есть в бюджете транспортных расходов содержится информация об эффективности использования всего транспорта и во всех бизнес-процессах компании (Продажи, Производство, Снабжение, Складирование и т.д.). Бюджет транспортных затрат должен составляться в разрезе всех транспортных средств и в разрезе всех подразделений, использующих транспортные средства.

Бюджет транспортных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Транспортировка":

  • суммарные затраты на транспортировку;
  • коэффициент выхода транспорта на линию;
  • экономия/ перерасход материалов на обслуживание транспорта;
  • экономия/ перерасход ГСМ на транспорт;
  • количество машино/дней простоя;
  • соотношение собственного и заемного транспорта;
  • транспортные затраты в разрезе подразделений и транспортных средств (ТС);
  • транспортные затраты в разрезе статей.

    Сложность бизнес-процесса "Транспортировка" объясняется тем, что этот бизнес-процесс частично может входить в остальные основные бизнес-процессы компании. Например, транспортировка есть при доставке сырья и материалов или коммерческой продукции (бизнес-процесс "Снабжение"). Транспортировка есть при складировании продукции (бизнес-процесс "Складирование"). Транспортировка есть на самом производстве (бизнес-процесс "Производство") и, наконец, транспортировка есть при доставке продукции (бизнес-процесс "Продажи").

    Получается, что на показатели эффективности бизнес-процесса "Транспортировка" влияют большое количество подразделений, начиная от самого транспортного цеха. Далее идет отдел снабжения, который заказывает транспорт для доставки материалов/коммерческой продукции. Затем склады/распределительный центр используют погрузчики для складирования привезенных материалов/коммерческой продукции (а потом и для отгрузки готовой продукции).

    После этого на производстве используется транспортная техника для внутреннего перемещения. И в завершении транспортные средства используются для доставки продукции клиентам. При этом необходимо таким образом распределить имеющийся парк транспортных средств, чтобы его использование было максимально эффективным для компании в целом.

    В периоды сезонных всплесков собственного парка транспортных средств может не хватать и тогда возникает задача привлечения внешнего транспорта и здесь опять встает задача его эффективного распределения.

    Примечание : подробнее об использовании бюджета транспортных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджетирования транспортных расходов

    Поскольку бюджет транспортных затрат является своего рода кросс-функциональным бюджетом, при составлении которого участвуют все подразделения, пользующиеся транспортом, то добиться четкого выполнения регламента при составлении этого бюджета не так то просто.

    Естественно, что при оперативном управлении транспортом, необходимо учитывать приоритеты. Например, если есть заявка на сегодняшний день на одну и ту же машину, но в одном случае она нужна для того, чтобы продукцию развести, а в другом, чтобы мусор вывести с производства, то естественно, что мусор может подождать денек, а клиент ждать не будет.

    В составлении бюджета транспортных расходов фактически принимают участие все подразделения, использующие транспорт, т.к. они должны подготовить заявки на транспорт, на основе которых и будет составляться бюджет транспортных затрат. Поэтому здесь необходимо выстроить четкий и жесткий регламент бюджетирования и не допускать неразберихи.

    Заявка на транспорт обязательно должна быть подписана руководителем подразделения. Это должно быть отражено в регламенте и донесено до всех участников процесса бюджетирования.

    Пример регламента бюджетирования транспортных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • подготовка заявок подразделений на транспорт;
  • планирование транспортных расходов по утвержденным расценкам;
  • планирование транспортных расходов по статьям себестоимости;
  • формирование бюджета транспортных затрат;
  • согласование и корректировка бюджета транспортных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета транспортных затрат.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор фактических транспортных расходов по расценкам;
  • сбор фактических транспортных расходов по статьям;
  • формирование фактического бюджета транспортных затрат;
  • анализ исполнения бюджета транспортных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета транспортных затрат.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования транспортных затрат можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета транспортных расходов

    При разработке финансовой модели бюджетирования и конкретно модели бюджета транспортных расходов вовсе не обязательно придумывать какую-то сложную методику расчета. Но если простая модель не позволяет добиться управляемости, то придется разработать и использовать более сложную модель.

    Достаточно часто при бюджетировании транспортных затрат используют очень упрощенную модель, по которой значение транспортных расходов нормируется на выручку. На самом деле транспортные затраты, конечно же, зависят не от выручки, а от килограммов и/или объемов перевозимой продукции и от пройденного расстояния.

    Если в компании структура продаж более-менее постоянная, и причем разные продуктовые группы имеют похожие объемные и весовые показатели, то, действительно, можно использовать такую простую модель бюджетирования транспортных расходов. Но если данные условия не выполняются, то, скорее всего, нужно будет разработать более сложную модель.

    Например, в одной компании, занимающейся производством и реализаций алкогольной и безалкогольной продукции, пришли к выводу, что не могут позволить себе использовать упрощенную модель для расчета транспортных затрат. Во-первых, структура продаж в течение года у них менялась, т.к. зимой был пик продаж алкогольной продукции, а летом – воды. Кроме того, вода из-за крупной расфасовки более тяжелая, но более дешевая продукция. Получается, что если на одном и том же автомобиле перевезти алкоголь и воду, то транспортные затраты будут одинаковые, но их доля в выручке – разная.

    Поэтому было решено использовать более сложную модель расчета транспортных расходов. Ее, кстати, стали использовать не только для расчета затрат на доставку готовой продукции, но и вообще для всех остальных транспортных затрат (доставка сырья и материалов от поставщика, внутрипроизводственные и внутрискладские перемещения, общефирменный транспорт и т.д.).

    Идея довольно проста. Если компания заказывает внешний транспорт, то транспортная организация предъявляет тарифы на каждый вид автомобиля, причем тариф состоит их двух параметров: ставка в часах и километрах (или тоннокилометрах). То есть можно взять машину на два дня, никуда не поехать, но все равно придется заплатить за время.

    Такие же ставки можно определить и для собственного транспортного парка. Эти ставки можно подсчитать достаточно точно, т.к. большая доля транспортных затрат является прямыми затратами по отношению к транспортным средствам.

    Таким образом, получается, что ставки транспортных затрат можно вывести, учитывая следующие прямые затраты:

  • заработная плата водителя;
  • запчасти;
  • затраты на ремонт;
  • затраты на страховку;
  • налог на имущество;
  • амортизация.

    Конечно же, у транспортного отдела будут и накладные затраты:

  • заработная плата начальника отдела, диспетчера, механиков и т.д.;
  • амортизация основных средств (всех, кроме машин) транспортного отдела;
  • офисные расходные материалы (бумага, канцелярия, запчасти к оргтехнике и т.д.).

    Пока что речь шла только об автотранспорте, но у компании могут быть транспортные расходы, связанные с использованием других видов транспорта. Особенно, если речь идет о перевозках на большие расстояния, когда часто используют доставку на судах (если есть такая возможность) или доставку по железной дороге.

    У отдела снабжения могут быть определенные трудности при планировании доставки железнодорожным транспортом. Например, если нужно что-то везти с ж/д платформ, то бывает очень сложно запланировать, когда придет груз по железной дороге. Причем у отдела снабжения практически нет никаких рычагов влияния, поскольку железные дороги монополизированы.

    Если заказчика не устраивает какая-то автотранспортная компания, то ее можно просто сменить, а в случае с ж/д доставкой приходится учитывать подобные сбои в работе, которые могут возникать из-за невыполнения обязательств железными дорогами.

    Пример модели бюджета транспортных расходов

    В таблице 1 приведен пример сводного бюджета транспортных затрат на доставку продукции. Данный бюджет в свою очередь собирается из бюджетов транспортных расходов по всем основным каналам сбыта компании. В данном случае речь идет о розничных продажах, оптовых продажах, а также продажах через филиал.

    Причем оптовые продажи разбиваются на продажи в том городе, где непосредственно находится сама компания, а также в трех региональных городах, в которых компания работает через дистрибуторов. В этом примере бюджета для каждого канала сбыта применяется своя модель расчета транспортных расходов.

    Таблица 1. Пример бюджета транспортных расходов

    Статьи бюджета

    Суммарные расходы

    Амортизация 459,00 27,00 27,00 27,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00
    ФОТ транспортного отдела + премия 1440,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
    Налоги с ФОТ транспортного отдела 374,40 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20
    ГСМ, Запчасти 2312,38 170,25 187,68 192,56 198,45 170,25 164,63 147,73 142,15 206,96 222,73 242,86 266,16
    ФОТ водителей 437,18 36,80 40,48 41,46 42,92 36,80 35,42 32,90 31,60 30,34 32,90 35,86 39,70
    Налоги с ФОТ водителей 113,67 9,57 10,52 10,78 11,16 9,57 9,21 8,55 8,22 7,89 8,55 9,32 10,32
    ИТОГО 5136,62 394,81 416,88 422,99 445,73 409,81 402,46 382,38 375,17 438,38 457,38 481,24 509,38

    Амортизация основных средств транспортного отдела попадает в бюджет транспортных затрат из бюджета основных средств.

    Фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги с ФОТ по всем сотрудникам кроме водителей берется из штатного расписания.

    А вот такие статьи транспортных затрат как "ГСМ, запчасти", "ФОТ водителей" и "Налоги с ФОТ водителей" по каждому каналу сбыта считаются по своей модели.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета транспортных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Формирование различных бюджетов является неотъемлемым компонентом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.
    Процесс бюджетирования - это комплексная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, сформированный и принятый до определенного периода времени, обычно отражающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута, и расходов, которые должны быть осуществлены в течение этого периода, а также капитала, который нужно привлечь для достижения поставленной цели.
    Сегодня не выработано стандартизированных форм бюджета, каждая компания разрабатывает собственную систему бюджетирования и контроля. Обычно общий (генеральный) бюджет компании состоит из операционного и финансового бюджетов. При этом финансовый бюджет, как правило, включает бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, инвестиционный бюджет и прогнозный бюджет.
    Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется для управления платежеспособностью, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. В БДДС содержатся сведения о планируемых входящих и исходящих денежных потоках. Он составляется с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, предупреждения возможных кассовых разрывов, для расчета потребности в заемных средствах.
    Бюджет доходов и расходов (БДР) составляется для планирования финансового результата, контроля над показателями прибыли, управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов в отчетном периоде. Бюджет доходов и расходов отражает соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые планирует понести компания в этот же период.

    Лекция, реферат. Понятие бюджета и бюджетирования - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Бюджетирование на транспортном предприятии

    Для российских транспортных организаций основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. В реальности бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.
    Большинство отечественных компаний используют у себя периодическое бюджетирование, в процессе которого ведется формирование планов и их реализация. Это характерно как для небольших, так и для крупных компаний, хотя специфика, разумеется, в каждом конкретном случае будет своя. Для решения множества проблем, возникающих при таком подходе, достаточно изменить принципы бюджетирования. В процессе бюджетирования транспортной компании следует поставить ряд задач:
    1) сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели;
    2) выявить, при помощи каких показателей можно контролировать достижение этих целей;
    3) определить задачи, которые могут быть решены путем бюджетирования.
    Для решения указанных задач компания может перейти от периодического бюджетирования к скользящему, что позволит избежать ряда проблем, хотя несколько увеличит объем бумажной работы. При этом применяемая на транспортном предприятии система управленческого учета должна учитывать технологические особенности компании, которые определяют две основные составляющие учета:
    - направление сбора информации;
    - метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
    Особенности организации учета на предприятиях, занимающихся доставкой (грузов, пассажиров), обусловлены в первую очередь тем, что оказываемая ими услуга - перемещение - не имеет вещественной формы. Она потребляется в момент производства и не может быть объектом хранения.
    Рассматривая конечный продукт - доставку - как общий производственный процесс, можно выделить его части. Ими являются технологические процессы, представляющие собой заранее спланированные операции.
    К ряду технологических процессов (хранение груза на складе, таможенное оформление, упаковка, погрузка или разгрузка, доставка до станции отправления или склада получателя) возможно двоякое отношение. С одной стороны, их можно рассматривать как часть общего технологического процесса. С другой - как вспомогательные виды деятельности, выделяемые в самостоятельные бизнес-процессы. По нашему мнению, второй вариант целесообразнее. Ведь оказание данного комплекса услуг напрямую не связано с движением груза между пунктом отправления и назначения.
    Также важной составляющей системы ведения управленческого учета является выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
    Объект учета затрат напрямую зависит от особенностей производственного процесса. Например, технологические особенности транспортной отрасли служат основанием для применения попроцессного метода учета затрат. Два других признака характеризуют степень детализации информации о затратах.
    На практике можно говорить о комплексном методе учета затрат, при котором на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования, фиксируются:
    - плановые (бюджетные) показатели;
    - фактические показатели;
    - отклонения фактических показателей от плановых. Неоспоримыми преимуществами внедрения предлагаемой модели
    бюджетирования является то, что благодаря построению бюджетного планирования не только повышается эффективность работы предприятия, но и обеспечивается регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности.

    1.3 Планирование доходов и расходов транспорта

    Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

    Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;

    Расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

    В финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;

    Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;

    В финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

    Нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат, и по активам, запасы которых не связаны с ростом производственной программы;

    В составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: "Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", "Расчеты в порядке плановых платежей", "Доходы будущих отчетных периодов";

    На предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом составляется план инвалютных поступлений и платежей.

    Бизнес-план компьютерного клуба

    Стандартная торговая наценка колеблется в пределах от 50 до 100 процентов. Соответственно, конечная розничная цена единицы услуги составит от 1,5 до 5,0 гривен...

    Бизнес-план производства газобетона

    Бизнес-план промышленного предприятия

    Таблица 12 № п п Показатели Доход млн. грн. Расход млн. грн. 1 Чистая прибыль 467.53 2 Санкции / штрафы - 3 Отчисления в резерв 200 4 Фонд развития пр. - ва 100 5 Фонд соц...

    Маркетинговая среда, как источник инвестиций

    Баланс доходов и расходов отражен в таблице 7. Таблица 7 Баланс доходов и расходов Наименование позиций Значение 1. Объем выпуска (реализация продукции), ед. 2. Полная себестоимость единицы продукции, руб/ед. 3...

    Маркетинговое планирование на предприятии "G.o.D"

    Показатели Месяц Год План Факт План Факт Выручка от продаж данного товара 120000000 120000000 1080000000 1200000000 Производственные издержки на него 350 320 4200 4000 Общепроизводственные издержки по...

    Организация автосервиса для оказания качественных услуг и создания эксклюзивного внешнего вида автомобиля

    Основные статьи расходов работающей станции - аренда помещения, затраты на расходные материалы и заработная плата. Ежемесячный бюджет, выделяемый как часть прибыли на развитие и прочие расходы предприятия, используется на обновление, ремонт...

    Организация маркетинговой деятельности на предприятии

    Оценку изменения прибыли предприятия «Окна роста» представим в таблице 17. Таблица 17 - Анализ прибыли предприятия «Окна роста» за 2011-2013 годы Показатели 2011 г 2012 г 2013 г Абсолютное отклонение, тыс. руб. Темп прироста...

    Организация предприятия по производству рыбной консервации

    Предполагается, что в первый месяц мы не будем получать дохода, т.к не будем производить продукцию, пока происходит установка оборудования, реконструкция помещения, поиск и обучение сотрудников и т.д...

    Позиционирование территории (на примере Чановского района Новосибирской области)

    Бюджет является основой благополучия жителей района. Постоянный рост бюджета является основой развития многих отраслей. Доходы бюджета Чановского района за рассматриваемый период выросли...

    Планируемые текущие расходы ООО "Амелия" на год работы приведены в таблице 6. Для 2-5 года работы ООО "Амелия" ориентировочно примем, что расходы в среднем увеличатся на 5% к расходам текущего года...

    Рассчитаем доходы, исходя из средних цен на услуги и производственной мощности предприятия. Для обеспечения нормальной производственной деятельности предприятия необходимы лишь сотрудники...

    Разработка бизнес-плана

    Финансовая часть включает: 1. План доходов и расходов. Он учитывает доход от основной деятельности и внереализационные доходы...

    Разработка инвестиционного проекта производства по заготовке и переработке древесины ИП "Береснев Н.А." в Шарьинском районе

    Таблица 5.2 Калькуляция статей расходов и доходов на период окупаемости проекта, тыс. руб...

    Для планирования текущих расходов необходимо рассчитать объем расходов на производство блюд, на коммунальные платежи, оплату труда и уплату соответствующих налогов. Расчет расходов на деятельность рекламного агентства...

    Задачей данного раздела является оценка потенциальных доходов создаваемого предприятия. Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле: ,где Цi - цена i-го вида товара...

    ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ
    ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

    II. Доходы от обычных видов деятельности внутреннего водного транспорта

    9. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

    10. Доходы организации в зависимости от их характера и условий получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления, в которые включаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

    11. Доходами от обычных видов деятельности внутреннего водного транспорта является выручка от работ и услуг по основной деятельности, а также поступления от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг по иным видам деятельности - торговой, промышленной, строительной и т.д. Доходы от иных видов деятельности учитываются организациями внутреннего водного транспорта отдельно от доходов по основной деятельности.

    12. К доходам от основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относятся поступления за следующие работы и услуги:

    • пассажирские перевозки, включая туристские и экскурсионно-прогулочные;
    • грузовые перевозки, включая перевозки в судах смешанного (река - море) плавания;
    • буксировка плотов и других плавучих объектов;
    • пассажирские, грузопассажирские, грузовые переправы;
    • предоставление судов в аренду с экипажем;
    • перегрузочные работы в речных портах общего пользования, а также на причалах необщего пользования;
    • русловая добыча НСМ;
    • обеспечение транспортного процесса на внутреннем водном транспорте (обслуживание судов в пути и при заходах в речные порты, лоцманская проводка, диспетчерское регулирование и др.);
    • хранение грузов и багажа в речных портах и на вокзалах;
    • услуги, оказываемые пассажирам на вокзалах, пристанях и на пассажирских судах (за исключением услуг торговли и общественного питания, не включенных в стоимость проезда);
    • транспортно-экспедиторское обслуживание, организация продажи пассажирских билетов и иные агентские услуги, связанные с организацией перевозок грузов и пассажиров.

    13. При поставке НСМ, приобретенных у других организаций, полученная выручка учитывается как доходы от продажи товаров (торговой деятельности). В случае заключения отдельного договора на перевозку поставляемых НСМ (или смешанного договора, в котором выделяется стоимость поставляемых товаров и стоимость услуг по их доставке покупателю) выручка, полученная за перевозку НСМ, учитывается в составе доходов от основной деятельности.

    14. Суммы возмещения из бюджетов всех уровней на покрытие льгот на проезд, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в составе выручки.

    Средства, полученные из бюджетов всех уровней на покрытие убытков по обеспечению работы отдельных пассажирских линий и переправ, а также убытков по содержанию иных объектов внутреннего водного транспорта, относятся на увеличение финансовых результатов в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 , утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н

    15. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Величина выручки определяется исходя из объявленных организацией цен, тарифов и сборов, а при применении договорных цен и тарифов - исходя из стоимости товаров, работ и услуг, определенных в договорах с покупателями и заказчиками.

    По договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, величина выручки определяется в порядке, установленном пунктом 6.3 ПБУ 9/99 .

    По договорам, предусматривающим оплату в иностранной валюте, выручка определяется в рублях по официальному курсу, действующему на дату признания доходов в иностранной валюте (Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н).

    По договорам, предусматривающим расчеты в рублях в сумме, эквивалентной условной денежной единице, выручка определяется с учетом возникающих суммовых разниц (пункт 6.6 ПБУ 9/99).

    Признание доходов от обычных видов деятельности

    16. Выручка признается в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором произведена реализация продукции (товаров), выполнены работы, оказаны услуги, независимо от фактического поступления денежных средств или погашения задолженности иным способом.

    16.1. При реализации товаров (продукции) датой реализации признается день перехода права собственности на товары согласно гражданскому законодательству и условиям договора.

    16.2. При выполнении грузовых перевозок датой реализации признается дата отправления груза (дата оформления транспортных документов).

    16.3. При выполнении пассажирских перевозок датой реализации признается дата начала рейса. Средства, полученные от предварительной продажи билетов, учитываются до начала рейса в составе доходов будущих периодов.

    При продаже абонементных билетов полученные доходы включаются в выручку каждого месяца пропорционально сроку действия указанных билетов.

    16.4. При выполнении перегрузочных работ датой реализации признается день оформления документов, подтверждающих выполнение работ (акт погрузки, выгрузки, передачи груза на другой вид транспорта, накладная на отгрузку грузов получателю и т.п.).

    16.5. По договорам аренды судов, перегрузочной техники и иных объектов доходы (выручка) признаются в каждом календарном месяце исходя из количества дней аренды в данном месяце и среднесуточной стоимости аренды по договору.

    16.6. По услугам пассажирам на вокзалах и пристанях, а также платным услугам на пассажирских судах выручка признается по дате представления кассовых (рейсовых) отчетов, составляемых в установленном порядке.

    16.7. При оказании услуг по обслуживанию судов в портах и в пути следования (лоцманская проводка, рейдовое обслуживание, комплексное обслуживание флота, навигационные услуги и т.п.), а также услуг грузовладельцам в портах (хранение, транспортно-экспедиторские услуги и т.п.) доходы признаются по дате фактического оказания услуги. По договорам, предусматривающим оказание таких услуг в течение длительного времени, начисление выручки производится с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

    При принятии решений об изменении уровня тарифов и сборов комплексно учитываются 2 основные группы ценообразующих факторов: общеэкономические и отраслевые.

    К общеэкономическим факторам относятся:

    Налоговая и амортизационная политика, в том числе размеры обязательных отчислений и платежей в бюджет;

    Изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

    Условия конкурентоспособности российского экспорта на мировых товарных и транспортных рынках;

    Нормативно-правовые акты, регулирующие величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

    Общий уровень инфляции.

    Группа отраслевых факторов включает:

    Изменение в объемах, структуре перевозок и других видах работ транспорта;

    Резервы снижения собственных затрат транспорта;

    Изменения в номенклатуре расходов и расширения затрат по видам работ и услуг;

    Результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и формах собственности.

    К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:

    Расстояние перевозки;

    Размер единовременной отправки;

    Транспортные характеристики грузов (классы грузов);

    Специализации подвижного состава; - территориальные условия выполнения перевозок.

    Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

    Прибыль от основной деятельности транспорта включают результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственный операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

    Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие, материальные затраты.

    Планирование доходов и расходов транспорта. Распределение прибыли организации железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что ив промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

    Нормативы оборотных средств на железнодорожном транспорте, а так же их нормирование осуществляются в том порядке, что и в промышленности, за исключение расчета норматива по форменной одежде. Этот норматив рассчитывается как произведение стоимости одежды (за вычетов скидки, представляемой отдельным категориям работников), которая должна быть выдана в предстоящем периоде, и среднего процента преходящей задолженности (отношение средней непогашенной задолженности за предыдущий год к среднегодовой стоимости форменной одежды за вычетом скидки).

    В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, - больниц, учебных заведений и др.

    Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

    В финансовом плане организаций по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

    Нормативы собственных оборотных средств организаций автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на один руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно несвязанны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

    Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

    Приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляются организациями воздушного транспорта, за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом на воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

    IV Финансы сферы товарного обращения

    Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли будучи связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому, оттого как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

    Особенность функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно в реализации продукции. Торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои собственности в формировании финансовых ресурсов.

    Система торговли в России в настоящее время состоит из государственной и муниципальной, кооперативной и частной торговли. В 2004 г. в общем объеме в розничного товарооборота государственная и муниципальная торговля занимала 2,7, негосударственная – 97,3 %.

    Общий объем розничного товарооборота в 2004 г. составил 5597703 млн. руб. Валовой доход крупных предприятий розничной торговли достиг 170181,8 млн. руб., среднегодовая численность работников розничной торговли и общественного питания составляет 1132 тыс. чел., в том числе в розничной торговле – 953 тыс.

    Для торговли характерно то, что в ней не создаются дополнительные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товара. Эти затраты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.