Как предупредить развитие шизофрении. Как предупредить развитие шизофрении у ребенка? Шизофрения: факты и мифы

Шизофрения — это наиболее распространенное и серьезное из всех психических расстройств. Недуг характеризуется длительным хроническим течением и типичными изменениями личности. От этого недуга и других болезней, которые сопровождаются признаками психоза, страдает приблизительно 1,5% населения планеты. Согласно статистическим данным, на сегодня в мире этот диагноз установлен более чем 0,4% людей.

Данное психическое заболевание характеризуется нарушением мировосприятия, появлением галлюцинаций, процессов мышления, а также эмоциональных реакций. Болезнь может передаться по наследству, а может развиться вследствие сильного нервного потрясения. Недугу в равной степени подвержены как женщины, так и мужчины.

Винсент Ван Гог. На сегодняшний день он является одним из самых известных художников мира, который боролся с психическим заболеванием на протяжении всей своей жизни.

Разные истории его поведения дают основание некоторым ученым полагать, что он был болен шизофренией. Согласно истории, Ван Гог во время ссоры с художником Полем Гогеном слышал, как будто кто-то ему на ухо говорил: «Убей его.» Вместо этого он взял нож и отрезал часть своего собственного уха.

На сегодняшний день, причины развития данной патологии до конца не изучены. Предположительно патология может развиться вследствие:

  • генетической предрасположенности;
  • мутации генов;
  • травм головы;
  • инфекционных поражений головного мозга;
  • приема определенных медикаментозных препаратов;
  • наличия пагубных привычек: наркотической зависимости, злоупотребления спиртными напитками, курения;
  • сильного эмоционального потрясения;
  • отсутствия поддержки в детстве;
  • низкого социального статуса;
  • нейробиологических нарушений;
  • влияния факторов окружающей среды.

Симптомы

Различают несколько форм данной патологии:

  • параноидную,
  • кататоническую,
  • дезорганизованную,
  • вялотекущую,
  • биполярную,
  • неврозоподобную,
  • латентную,
  • подростковую.

По характеру развития недуг может быть врожденным и приобретенным.

К основным проявлениям кататонической шизофрении относят кататонический ступор или продолжительную физическую неподвижность, или наоборот чересчур высокую подвижность, галлюцинации, самоизоляцию от общества, бессвязную спутанную речь.

Что касается параноидальной шизофрении, то она характеризуется навязчивыми убеждениями, абсурдными мыслями. Особенностью людей с данной формой патологии является высокая работоспособность. Обусловлено это хорошей памятью и концентрацией внимания.

Однако важно понимать, что параноидная форма — это пожизненный диагноз, и если игнорировать проявления недуга и не принимать никаких терапевтических мер, это чревато развитием серьезных осложнений.

Помимо основных проявлений данная форма заболевания сопровождается гневом, слуховыми галлюцинациями, попытками самоубийства, эмоциональной дистонией, тревогой. Галлюцинации и бред — это как раз те симптомы, которые отличают данную форму недуга от других. Люди с данной патологией не в состоянии осознать, что больны, поскольку для них галлюцинации – это их собственная реальность.

Что касается дезорганизованной шизофрении, то эта форма считается самой тяжелой. Начало развития патологии, как правило, приходится на ранний возраст. Недуг характеризуется: равнодушием, нарушенными навыками общения, непонятной речью, характерной мимикой или манерой поведения, отсутствием организованного мышления.

Больной не в состоянии сформулировать мысль, а это в свою очередь, сказывается на его речи. Именно поэтому спутанность и бессвязность речи – одни из основных проявлений дезорганизованной шизофрении.

Вместе с прогрессированием заболевания осложняется и его симптоматика. Больному становится не под силу выполнить регулярные действия, к примеру, обуться или принять ванну. Что касается поведения психически больных, то оно либо агрессивное и жестокое, либо наоборот, глупое и детское.

Вялотекущая шизофрения характеризуется длительным и практически незаметным течением. К основным проявлениям данной формы патологии относят: затяжную депрессию, чрезмерное волнение, появление навязчивых идей, изменения личностных качеств.

Что касается подростковой шизофрении, то она характеризуется резкими перепадами настроения, частыми депрессиями. Основное проявление неврозоподобной разновидности болезни — навязчивые, бредовые идеи.

Диагностика

При появлении подозрения на заболевание нужно в обязательном порядке посетить психотерапевта или психолога. Диагноз устанавливается на основе проявлений патологии, а также жалоб больного. Большую роль в постановке диагноза играет психиатрический анализ на основе тестов и опросников; психический статус. Каких-либо лабораторных исследований при подозрении на шизофрению не проводят.

Лечение

Терапией патологии должен заниматься исключительно специалист. Лечение недуга заключается в применении нейролептиков и антипсихотиков.

Параллельно с фармакотерапией назначают применение психотерапии, семейной, когнитивно-поведенческой, арт-терапии, атропинокоматозной, электросудорожной и инсулинокоматозной терапии. В тяжелых случаях показана госпитализация.

Народные методы лечения заболевания описаны в статье: « »

Профилактика

Поскольку данная патология передается по наследству, людям с предрасположенностью необходимо систематически проходить осмотр. Ранее выявление недуга способствует эффективному излечению первого психотического эпизода и установке продолжительной ремиссии.

Приступы шизофрении — это следствие функционального расстройства головного мозга. Существует несколько причин и предрасполагающих факторов к этому заболеванию, например, наследственность, эмоциональное потрясение, травма головного мозга и т. д.

Симптомы и частота приступов

К первейшим признакам заболевания можно отнести резкое изменение предпочтений в цветовой гамме, странную перемену поведения.

О развитии шизофрении сигнализирует замкнутость человека, который всеми способами старается оградить себя от внешнего мира. У него нарушается режим, сон становится беспокойным, такой человек часто страдает бессонницей.

Регулярные головные боли, мигрени, резкая перемена настроения, манеры поведения — все это тоже относится к возможным симптомам проявления шизофрении. В голову к больному приходят неадекватные навязчивые идеи, он страдает галлюцинациями и бредом. Человек становится мнительным, все вокруг он считает подозрительным.

Повышается уровень чувствительности, пациенту мерещится, что его кто-то преследует. Появляется непреодолимый страх смерти. Отключается логическое мышление, а умственные способности сводятся к минимуму.

Больной может начать разговаривать детским голосом, сюсюкаться, непрерывно повторять какие-то непонятные и невразумительные фразы, возвышать себя над окружающими, а после этого полностью отстраняться от всего происходящего вокруг.

В некоторых случаях сохраняется ясное сознание, но патология охватывает двигательные рефлексы. У больных можно наблюдать судороги при шизофрении, полный ступор или несвойственный уровень активности.

Приступы могут происходить беспрерывно или периодами с длительными светлыми промежутками, когда человек чувствует себя здоровым. Такие приступы происходят 1 раз в 2-3 года. Приступообразная шизофрения тоже проходит периодами, которые либо изменяют личность, либо проходят бесследно.


Что делать при приступе?

Когда больной находится в возбужденном или агрессивном состоянии, необходимо попробовать его успокоить и сделать его безвредным для окружающих, а также постараться предотвратить попытки самоубийства, если таковые имеются. Справиться с приступом поможет только специалист, поэтому человека необходимо доставить в медицинское учреждение, где ему окажут помощь. С больным нужно вести себя мягко, он не должен чувствовать давления, как будто его загоняют в ловушку. Речь должна быть медленной, но не снисходительной, чтобы пациент ничего не смог заподозрить

Для успокоения больного в клинике используют различные нейролептики, например: Галоперидол, Трифтазин, Труксал, Рисполепт. Такие препараты обладают затормаживающим воздействием на головной мозг, подходят для парентерального введения (т.е. минуя желудочно-кишечный тракт), они действуют в течение 10-12 часов и не вызывают побочной реакции. Дозировка такого средства определяется состоянием пациента.

Если приступ не проходит, к нейролептикам можно добавить гипнотики. Человек, у которого случился приступ шизофрении, должен находиться под затормаживающим воздействием медикаментозных средств до тех пор, пока он полностью не успокоится.

Если приступ проявляется в виде депрессивного состояния, то специалист может назначить прием антидепрессантов, например, Флувоксамин, Пароксетин. Дозировка зависит от состояния больного и того, какие симптомы проявляются сильнее: тревога или подавленность.


Как предотвратить второй приступ?

Для того чтобы предотвратить повторный припадок шизофренического типа, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Лечение шизофрении проходит в несколько этапов. Первая фаза — это прием медикаментозных препаратов, которые оказывают воздействие на головной мозг больного. В зависимости от вида болезни и симптоматики доктор назначает лекарственное средство по индивидуальной программе.

На следующем этапе необходимо разобраться с причиной возникновения заболевания. Это может быть проявление невроза, следствие травмы головы, пережитое эмоциональное потрясение, результат алкогольной или наркотической зависимости и т.д. Врач поможет разобраться в источниках, повлиявших на возникновение шизофрении, и выяснит факторы, которые могут спровоцировать повторный приступ.

Существует несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать в домашних условиях. Необходимо полностью исключить из жизни больного спиртосодержащие напитки и наркотические вещества. Человек не должен чувствовать себя изгоем, поэтому нельзя допускать его изолированности от общества. Процесс социализации не допустит формирования собственной реальности в голове больного. При поддержке близких людей, ему не нужно будет создавать воображаемый мир.

Следует свести к минимуму или полностью предотвратить негативные переживания. Весь негатив рекомендуется выплескивать в спортивном зале или творческом проявлении. Такое хобби поможет отвлечь больного от его страхов. Человек должен быть все время чем-то занят, тогда у него не останется времени на погружение в мир фантазий и галлюцинаций. Также пациент будет больше уставать физически, его сон станет спокойнее.

Как вести себя с ребенком, в семье которого есть больные шизофренией? И можно ли предупредить эту болезнь? Наш эксперт — врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Галина Козловская .

Влияние матери

«Шизофренией ребенок заболевает на коленях у матери». Так говорят американские психиатры, изучавшие нарушение детско-родительских отношений на первом году жизни младенца. Наблюдения показали, что мать, имеющая шизофренический склад мышления, невольно транслирует его своему ребенку. Дело в том, что логика шизофреника принципиально иная. Ей свойственны некие тактические замыкания: выводы делаются совершенно неожиданно, на основании второстепенных признаков.

Впрочем, на начальных стадиях мышление шизофренического характера не выглядит болезненно-нелепым. Но оно сильно отличается от обычного. Влияют на формирование психики ребенка и эмоциональная уплощенность матери, ее внутренняя опустошенность и бездеятельность в быту. Таким мамам трудно справляться с простейшими домашними делами, соблюдением режима дня, диеты ребенка. У них все это носит вычурный характер. Ребенок вынужден приспосабливаться к шизофреническому типу поведения, и постепенно вся структура его личности приобретает субпатологический характер.

Хотя зафиксировано множество случаев детской шизофрении и при благополучных детско-родительских отношениях, так что это — лишь гипотеза. Однако если у ребенка есть предрасположенность к шизофрении, то для него крайне важно воспитание в четких, простых и понятных традиционных рамках. Более того, простота и понятность обыденных условий воспитания, соблюдение режима, ясность и предсказуемость поведения близких могут даже послужить профилактикой развития болезни!

Признаки налицо

Как распознать шизотипический диатез? Признаки проявляются с первых же месяцев. Одни дети невероятно спокойны, незаметны. На приеме у педиатра ведут себя сверхпассивно: не реагируют, когда их поворачивают с боку на бок, равнодушно смотрят в сторону, будто все это происходит не с ними. У них сниженный мышечный тонус и излишняя подвижность суставов. Другие, наоборот, беспокойны, почти не спят. Некоторые спят только на улице в коляске.

Второй признак — нежелание смотреть в глаза и улыбаться. Если с ними усиленно общаться, они обучатся нормальному реагированию. А если оставить все, как есть, шизотипальные особенности могут усугубиться.

Таким детям свойственны необычные страхи: белой пеленки, пищи какого-то цвета. Характерны и странные игры, игрушки: обломки, бумажки, веревочки.

Умственно они часто опережают обычных детей. Их речь хорошо развита, бывает достаточно сложной. Это приводит в восторг взрослых, не разбирающихся в психиатрии. Такие дети рано начинают складывать пазлы. Они рациональны, задают «научные» вопросы.

Дети, склонные к шизофрении, также :

  • сильно избирательны в еде;
  • чрезмерно увлечены какими-то абстрактными, «взрослыми» интересами, например палеонтологией, археологией, историей;
  • обожают страшные сказки и пугающие игрушки. (Сейчас эти особенности шизоидных личностей усиленно подогреваются масскультурой).

Родителей должно насторожить и чрезмерное увлечение ребенка компьютером. Оно перерастает у них в одержимость. Подозрительно и пристрастие к телевизионной рекламе. Видимо, в ней есть нечто, рассчитанное на такой тип личности.

Дети, предрасположенные к шизофрении, предпочитают общаться со старшими ребятами, младших опасаются. Они легко контактируют со взрослыми, но в этих контактах есть легкая неадекватность, даже бестактность, отсутствие барьеров. Они рано начинают читать, любят взрослые книги, рассуждения. При этом инфантильны.

Правила обращения

Шизотипальных детей надо беречь от стрессов. Им нельзя без предупреждения делать уколы, без подготовки помещать их в детский сад, вести себя с ними жестко и резко.

Им следует все объяснять, а не общаться с ними в приказном тоне, как это делают многие взрослые.

Родители, заметив интеллектуальные способности, часто учат их с 3 лет математике, иностранным языкам... Но такие нагрузки могут ухудшить их психическое состояние. Надо, наоборот, стимулировать в них детское поведение, усиленно привлекать их к реальной жизни, к домашним делам. Важно помочь им преодолеть страхи, научить их играть в детские игры по правилам, вовлечь в коллектив. Шизоиды эмоционально «заморожены», поэтому в них надо развивать сострадание. Можно проигрывать какие-то ситуации в сценках с игрушками, но осторожно, чтобы не стерлась грань между реальностью и вымыслом. Зацикленность на каком-то моменте — характерная черта ребенка с шизотипическим диатезом. Он в течение месяцев, а то и лет играет в одну и ту же игру, причем тоже вычурную. Например, шестилетний ребенок не откликается на свое имя, заявляя, что он... паровозик, ящерица или геометрическая фигура. Близкие пытаются ему внушить, что он заигрался, что производит плохое впечатление, но ребенок не считается ни с мнением других людей, ни с обстоятельствами.

Вписаться в школу

Дети, предрасположенные к шизофрении, плохо вписываются в школьную жизнь. Привыкнув чувствовать дома свою исключительность, они в школе ведут себя нелепо, и их нередко приходится переводить на домашнее обучение.

Учиться же им нетрудно. Но для этого их надо вовлечь в коллектив, дать возможность проявить эрудицию, направить ее на благо класса. Надо помнить об их повышенной ранимости, обидчивости, обращаться к ним с уважением, не повышать голос, не высмеивать за инфантильность и неловкость. Они не всегда умеют сами одеваться, завязывать шнурки, часто бывают растеряхами.

Если же давить, у них возникает отторжение, когда ребенок как бы не слышит, что ему говорят, и делает свое. Таких детей надо ободрять, развивать у них моторику. Им необходимы физические упражнения, но из-за сниженного тонуса мышц и расхлябанных суставов нельзя требовать спортивных достижений. Тут нужна лечебная физкультура, плавание, танцы, лыжи, коньки.

Не бойтесь врачей

По мнению психиатров, за последние годы заболеваемость шизофренией возросла. Шизоидов же, носителей генетической информации, которая может передаться по наследству, еще больше. На сегодняшний день — порядка 5%.

Поэтому, заметив у ребенка отклонения, обращайтесь за помощью. 30% заболевших шизофренией практически полностью выздоравливают! Это очень хорошие результаты. В практике наших врачей был не один случай, когда наступала нормализация состояния даже при тяжелой шизофрении, которая раньше считалась бесперспективной. Чем быстрее и энергичнее начать лечение, тем больше шансов выздороветь.

Наша справка

Эта болезнь приводит к распаду души, что отражено в самом названии: «шизо» — расщепление, «френо» — душа. Чаще всего она начинается в юности и поражает людей одаренных. Но впоследствии у больного может развиться слабоумие, и его таланты не будут реализованы.

Причины шизофрении до сих пор неизвестны, хотя уже доказано, что большую роль здесь играет наследственность. Есть вирусная теория, утверждающая связь болезни с внутриутробным поражением плода определенными вирусами. Есть теория иммунологическая. А есть «диатез-стресс-теория», зародившаяся в США и получившая серьезную научную поддержку у нас. Именно этой теории придерживается доктор медицинских наук, профессор Галина Вячеславовна Козловская и сотрудники возглавляемого ею отдела НИИ охраны психического здоровья РАМН .

Суть теории в том, что некоторые дети рождаются с предрасположенностью к шизофрении («диатез»— предрасположение, риск). Но она может и не развиться, если не будет стрессов, которые как бы разархивируют генетическую программу, запуская механизм развития болезни.

Единой системы лечения шизофрении не существует, поскольку нет возможности устранить первопричину заболевания. Также не существует однозначного ответа на вопрос «Шизофрения лечится или нет?» Каждый случай индивидуален.

В одном случае из десяти инцидент шизофренического расстройства будет единичным за всю жизнь.

В некоторых случаях со временем происходит полное выздоровление, в других – переход болезни в хроническую стадию, до полной инвалидизации. Поэтому в работе терапевта важна гибкость. Лечение должно соответствовать той фазе заболевания, в которой находится больной в данный момент:

  • при тяжелых состояниях, спутанности, наличии бреда и галлюцинаций назначают медикаментозное лечение;
  • при социальной изоляции, профессиональной не активности и безынициативности, предпочтительна социотерапия, включающая реабилитационные меры;
  • в периоды между острыми фазами заболевания, когда больной чувствует себя лучше обычного, рекомендуется психотерапия, нацеленная на укрепление личности и личностных установок.
Лечение шизофрении в клинике предполагает помимо медикаментозного лечения, также трудовую терапию, эрго и физиотерапию, беседы, а также привлечение к творческой деятельности.

Сотрудничество врача с близкими больного оказывает большое влияние на эффективность лечения. В случае когда домашнее лечение становится для родственников слишком трудным или невозможным, необходимо позаботиться о направлении больного в дневной стационар.

В экстренных случаях, например, в случае угрозы другому лицу осуществляется госпитализация, по направлению врача. Недобровольное и длительное содержание больного в больнице требует решения суда или представительной власти.

Лечение шизофрении народными способами предполагает различные варианты улучшения состояния. Это может быть общение с природой, которое, по мнению самих больных, позволяет воспринимать действительность не как нечто раздробленное и чуждое, а как единое целое.

Пешие и велопрогулки, активные занятия спортом также помогают больным чувствовать себя намного лучше. Кто-то находит себе необременительного спутника, который оказывает благотворное влияние на психику, спасая от одиночества и полной отчужденности. Другие находят занятие по душе, которое по своей нагрузке соотносится с личной выносливостью.


Профилактика шизофрении предполагает активный социальный и физический образ жизни, наличие прочных личностных установок, занятие интересной деятельностью и творчеством, а также постоянное обучение новому и саморазвитие, которое препятствует умственному застою и зацикливанию на негативных переживаниях и неверных установках.

Очень типичным для этой формы является внешний вид больного - красные и сухие кожные покровы, лихорадочный блеск в глазах, сухой язык. Больные возбуждены, мечутся (иногда в пределах постели ), проявляют негативизм. Иногда фебрильная шизофрения может протекать с помрачением сознания. Крайне тяжелые случаи протекают с явлением токсидермии, при которой на коже образуются серозные, гнойные и геморрагические пузыри. Смертность при этой форме очень высока и составляет от 10 до 50 процентов. Длительность приступа варьирует от нескольких часов до нескольких недель.

Шизофрения в виде затяжного пубертатного приступа
Это одноприступная шизофрения, которая развивается с характерными для подросткового периода синдромами. Течение этой формы относительно благоприятное.

Дебютирует она в юношеском возрасте, часто с проявления гебоидного синдрома. Этот синдром характеризуется искажением эмоциональных и волевых особенностей личности. Проявляется он в извращении влечений, в первую очередь, сексуальных, и в крайнем эгоцентризме. Высшие нравственные установки (понятия добра и зла ) и эмоции (сострадание ) утрачиваются, возникает склонность к антисоциальным поступкам. Пропадает интерес к любой деятельности (прежде всего к учебе ), возникает оппозиция к любым установленным нормам поведениям, общепринятым взглядам. Поведение становится грубое, неадекватное и немотивированное. Стоит отметить, что, несмотря на утрату интереса к учебе, интеллектуальные способности остаются.

Первый этап этого состояния начинается в 11 - 15 лет и длится 2 - 3 года. Второй этап начинается в 17 - 18 лет и проявляется развернутой клинической картиной этого синдрома. Состояние подростков на этом периоде полностью декомпенсируется, а в поведении преобладает изощренная жестокость, агрессия и истерические реакции.
На третьем этапе (19 - 20 лет ) происходит стабилизация состояния и отсутствие дальнейших осложнений. Состояние стабилизируется на уровне предшествующего этапа. Пациенты начинают регрессировать в психическом развитии, и создается впечатление, что они «не взрослеют». На четвертом этапе, который начинается с 20 - 25 лет, происходит обратное развитие состояния. Сглаживаются поведенческие расстройства, утрачивается негативизм и склонность к антисоциальным действиям. Остаются лишь периодические смены настроения и вспышки гнева.

Кроме гебоидного синдрома могут наблюдаться дисморфофобический и психастенический. В первом случае молодые люди беспокоятся по поводу массы тела, формы носа, грядущем облысении, каких-то родимых пятен и так далее. Это беспокойство сопровождается истерическими реакциями, уходом в депрессию. Во втором случае выявляются навязчивые идеи, страхи (фобии ), тревожная мнительность.

Детская шизофрения

Детская шизофрения составляет одну пятую всех психозов шизофренического спектра. По течению это, как правило, непрерывно текущая форма. Шубообразная и рекуррентная форма шизофрении занимает промежуточное состояние.

Наиболее злокачественной формой является шизофрения детского раннего возраста. Ее симптомы становятся наиболее отчетливыми к 3 - 5 годам. Болезнь начинается с отчуждения к близким родственникам и потери интереса к окружающему миру. Вялость и апатия сочетаются с упрямством и некой враждебностью. Возникают неврозоподобные состояния - появляются страхи, тревога, колебания настроения. Поведение характеризуется дурашливостью, маньеризмом, явлениями эхолалии (повторением слов ) и эхопраксии (повторением действий ). Также преобладает резкий негативизм - ребенок делает все наоборот. В то же время наблюдается амбивалентность - радость резко сменяется плачем, возбуждение переходит в апатию. Игры детей приобретают примитивный характер - игра с ниткой, колесиком, собирание каких-то предметов.

На фоне этих изменений появляются основные симптомы шизофрении - замедление психического развития, эмоциональное обеднение, аутизация (появление симптомов аутизма ). В возрасте 5 лет появляется развернутая клиническая картина - появляются галлюцинации (зрительные и обонятельные ), выраженные аффективные нарушения. Галлюцинации при этом рудиментарны (в начальной стадии ), а если появляется бред, то он тоже не систематизирован и фрагментарен. Поскольку интеллектуальные способности регрессируют, и ребенку трудно выражать свои мысли, то чаще всего формируется бредовое настроение. Оно выражается в подозрительности и недоверии, которые не приобретают вербального оформления. Очень быстро развивается состояние дефекта. Через 2 - 3 года регрессирует речь и приобретенные до этого навыки, поведение становиться примитивным. Появляется так называемый «олигофренический (слабоумный ) компонент».

Основными особенностями ранней детской шизофрении является быстрое развитие личностного и интеллектуального дефекта с ярко выраженными симптомами аутизма.
Не так злокачественно протекает шизофрения, начавшаяся в более позднем возрасте - после 5 - 7 лет. Олигофренический компонент выражен не так сильно, но, в то же время, наблюдаются нарушения адаптации и психическая незрелость.

Диагностика шизофрении

Поскольку происхождение шизофрении многогранно и до сих пор точно неизвестно, на сегодняшний день не существует каких-либо специфических тестов или инструментальных методов для диагностики этого заболевания.
Диагноз ставится на основе подробного изучения истории болезни пациента, его жалоб, а также данных, которые предоставляют его родственники, друзья и социальные работники.

В то же время в постановке диагноза врач учитывает стандартизированные диагностические критерии. Эти критерии представлены двумя основными системами - Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10 ), разработанной ООН, и Справочник по диагностике психических расстройств (DSM-V ), разработанный Американской Психиатрической Ассоциацией.

Критерии диагностики шизофрении по МКБ-10

Согласно этой классификации приступ шизофрении должен длиться не менее полугода. Симптомы шизофрении должны присутствовать постоянно - в быту, на работе. Диагноз шизофрении не должен ставиться на фоне тяжелых поражений мозга или на фоне депрессии.

МКБ выделяет две группы критериев - первого и второго ранга.

Критериями первого ранга при шизофрении являются:

  • звучание мыслей (пациенты интерпретируют это как «эхо мыслей» );
  • бред воздействия, влияния или другие бредовые восприятия;
  • слуховые галлюцинации (голоса ) комментирующего характера;
  • бредовые идеи, которые нелепы и вычурны.

Согласно МКБ должен присутствовать хотя бы один из этих симптомов. Симптом должен быть четко выражен и присутствовать не менее месяца.

Критериями второго ранга при шизофрении являются:


  • постоянные, но неярко выраженные галлюцинации (тактильные, обонятельные и другие );
  • прерывание мыслей (особенно заметно при разговоре, когда человек внезапно останавливается );
  • явления кататонии (возбуждение или ступор );
  • негативные симптомы - апатия, эмоциональная тупость, изолированность;
  • поведенческие расстройства - бездеятельность, самопоглощенность (пациент занят исключительно своими мыслями и переживаниями ).

Этих симптомов при постановке диагноза должно быть как минимум два, и они также должны длиться не менее месяца. В диагностике шизофрении особое значение приобретает клиническое наблюдение за пациентом. Осуществляя наблюдение за больным в условиях стационара, врачу становится более понятна природа жалоб пациента. Особенно важно проанализировать общение больного с другими пациентами, с персоналом, с врачом. Нередко пациенты пытаются скрыть расстройства восприятия (голоса ), что удается выявить только при детальном наблюдении за пациентом.

Большую диагностическую значимость приобретает и внешний вид больного, особенно его мимика. Последняя нередко является зеркалом его внутренних переживаний. Так, она может выражать страх (при повелительных голосах ), гримасничанье (при гебефренической шизофрении ), отстраненность от внешнего мира.

Критерии диагностики шизофрении по DSM-V

Согласно этой классификации симптомы должны длиться не менее 6 месяцев. При этом должны наблюдаться изменения поведения дома, на работе, в обществе. Изменения могут касаться ухода за собой - пациент становится неряшлив, игнорирует гигиену. Должна быть исключенная неврологическая патология, умственная отсталость или маниакально-депрессивный психоз . Отчетливо должен наблюдаться один из нижеперечисленных критериев.

Диагностическими критериями шизофрении по DSM-V являются:
Характерные явления - должны наблюдаться не менее месяца, и для постановки диагноза необходимо 2 и более симптома.

  • бред;
  • галлюцинации;
  • нарушенное мышление или речь;
  • явления кататонии;
  • негативная симптоматика.

Социальная дезадаптация - наблюдаются изменения во всех сферах жизнедеятельности пациента.

Устойчивость симптоматики - симптомы болезни очень устойчивы и длятся на протяжении полугода.

Исключена тяжелая соматическая (телесная ), неврологическая болезнь. Также исключен прием психоактивных веществ.

Отсутствуют глубокие аффективные расстройства, в том числе депрессия.

Диагностика различных форм шизофрении

Форма шизофрении Критерии диагностики
Параноидная шизофрения Обязательно наличие бреда:
  • преследования;
  • величия;
  • воздействия;
  • высокого происхождения;
  • особого предназначения на земле и так далее.
Присутствие голосов (осуждающих или комментирующих ).
Гебефреническая шизофрения Двигательно-волевые расстройства:
  • дурашливость;
  • эмоциональная неадекватность;
  • беспочвенная эйфория.
Следующая триада симптомов:
  • бездействие мыслей;
  • эйфория (непродуктивная );
  • гримасничанье.
Кататоническая шизофрения Явления кататонии:
  • ступор;
  • возбуждение (переход от одного к другому );
  • негативизм;
  • стереотипии.
Недифференцированная форма Включает признаки параноидной, гебефренической и кататонической шизофрении. Большое разнообразие симптомов делает невозможным определение формы заболевания.
Резидуальная шизофрения
  • Негативные симптомы в эмоциональной сфере (эмоциональная сглаженность, пассивность, снижение навыков коммуникации );
  • Наличие в прошлом хотя бы одного психотического эпизода (обострения ).
Простая форма шизофрении
(не включена в американскую классификацию болезней)
  • начало заболевания в 15 - 20 лет;
  • снижение эмоционально-волевых качеств;
  • регресс поведения;
  • изменение личности.

Необходимо отметить, что данный список симптомов присутствует в уже развернутых клинических формах шизофрении. Тогда постановка диагноза не составляет затруднений. Однако на начальных этапах болезни симптомы стерты и проявляются с различной периодичностью. Поэтому очень часто при первичной госпитализации врачи ставят диагноз шизофрении под вопросом.

Диагностические тесты и шкалы

Иногда, чтобы «раскрыть» пациента применяются различные диагностические тесты. В них мышление пациента открывается наиболее ярко (при условии, что пациент сотрудничает с врачом ), а эмоциональные расстройства выходят наружу. Также пациент может ненароком рассказать о своих переживаниях и о подозрениях.

Тесты и шкалы, применяемые в диагностике шизофрении

Тест Направление Задача пациента
Тест Люшера Исследует эмоциональное состояние больного. Пациенту предлагают карточки с 8 цветами, которые он должен выбрать в последовательности по предпочтению. Каждый цвет имеет свою интерпретацию.
Тест MMPI Многопрофильное исследование личности пациента по 9 основным шкалам - ипохондрии, депрессии , истерии, психопатии, паранойи, шизофрении , социальной интроверсии. Тест состоит из 500 вопросов, разделенных по шкалам, на которые пациент отвечает «да» или «нет». На основе этих ответов формируется профиль личности и ее особенности.
Методика незаконченных предложений Исследуется отношение пациента к себе и к окружающим. Пациенту предлагается предложения с различной тематикой и ситуациями, которые он должен закончить.
Тест Лири Исследование своего «Я» и идеального «Я» Пациенту дается 128 суждений. Из них он выбирает те, которые, по его мнению, относятся к нему.

Тест ТАТ

Исследует внутренний мир пациента, его мысли и переживания. Предлагаются фотографии, на которых изображены ситуации с различным эмоциональным контекстом. Пациент должен составить по этим карточкам рассказ. Параллельно врач делает анализ ответов пациента и составляет картину его межличностных отношений.
Шкала Карпентера Оценивает психический статус пациента. Содержит 12 признаков коррелирующих (взаимосвязанных ) с шизофренией. Признаки, исключающие шизофрению, помечены знаком « - », те, включающие - знаком « + ».
Шкала PANSS Оценивает позитивные и негативные симптомы шизофрении. Симптомы разделены на шкалы - позитивную, негативную и общую. Врач задает вопросы пациенту касательно его состояния, переживаний и отношений с окружающими. Выраженность симптомов оценивается по семибалльной шкале.

Тест Люшера

Что такое тест Люшера, какие цвета входят в него?

Тест Люшера относится к косвенным методикам изучения личности. Он позволяет получить сведения об особенностях личности через оценку определенных характеристик и отдельных составляющих - эмоции, уровень самоконтроля, акцентуация характера. Автором этого теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Он также является автором книг «Цвет вашего характера», «Какого цвета ваша жизнь» и другие. Макс Люшер впервые выдвинул теорию что цвет - является важным инструментом диагностики. После этого он предложил теорию цветовой диагностики, которая лежит в основе его теста.

В ходе тестирования человеку предлагаются карточки, на которых изображены прямоугольники, окрашенные в различные цвета. Основываясь исключительно на личном предпочтении к тому или иному оттенку, обследуемый должен в определенном порядке выбрать несколько цветов.

Основная философия данного теста заключается в том, что цветовые предпочтения (то есть выбор цвета ) осуществляются субъективно, в то время как восприятие цвета происходит объективно. Субъективно переводится как « с точки зрения субъекта», в данном случае человека который проходит тест. Субъективный выбор - это выбор на уровне эмоций и чувств пациента на данный момент. Объективно - это значит независимо от сознания и восприятия пациента. Различие в восприятии и предпочтении позволяет измерить субъективное состояние тестируемого человека.

В тесте используется четыре основных и четыре дополнительных цвета, каждый из которых символизирует определенные эмоции. Выбор того или иного цвета характеризует настроение, некоторые устойчивые черты, наличие или отсутствие тревожности и так далее.

Когда и как проводят тест Люшера?

Тест Люшера - это исследование, которое применяется в психологии и психотерапии, для того чтобы выявить черты, определяющие личность человека. Также этот анализ позволяет установить коммуникативные навыки испытуемого, устойчивость к стрессу, склонность к определенному роду деятельности и другие моменты. В случае если человек пребывает в состоянии тревожности, тест поможет установить причины, вызывающие беспокойство.

Тест Люшера часто применяется работодателями, для того чтобы оценить те или иные качества потенциального кандидата на замещение существующих вакансий. Отличительной чертой этого исследования является небольшой временной промежуток, необходимый для его проведения.

Как проводится тест?

Для проведения этого теста используются специальные цветовые таблицы, которые называются стимульным материалом. Психодиагност (человек, проводящий тестирование ) предоставляет обследуемому лицу возможность выбрать те или иные цвета в определенной последовательности, а затем на основании выбора делает заключение о психическом состоянии человека, его навыках и чертах личности.

Стимульный материал для цветового теста

Существует 2 типа цветовых таблиц, которые могут использоваться для проведения теста Люшера. Полное исследование проводится на базе 73 оттенков цвета, которые разбиты на 7 цветовых таблиц. Такой анализ применяется в тех случаях, когда другие методы диагностики личности не используются. Второй вариант цветового теста проводится при помощи одной таблицы, которая включает в себя 8 цветов. Данные, получаемые в итоге полного исследования, не многим отличаются от информации, которую можно получить при помощи короткого теста. Поэтому в большинстве случаев в современной психологии применяется короткий цветовой тест на базе одной таблицы. Первые 4 цветовые оттенка из этой таблицы относятся к основным цветам, остальные 4 - к дополнительным цветам. Каждый цвет символизирует состояние, чувство или стремление человека.

Различают следующие значения основных цветов при проведении теста Люшера:

  • синий (чувство удовлетворенности и спокойствия );
  • зелено-синий (настойчивость, упорство );
  • красно-оранжевый (возбуждение, склонность к агрессии, сильная воля );
  • желтый (активная социальная позиция, склонность к бурному проявлению чувств );
  • серый (нейтральность, апатия );
  • коричневый (отсутствие жизненной силы, необходимость в отдыхе );
  • фиолетовый (необходимость в самовыражении, конфликт противоположностей );
  • черный (протест, завершение, тревога ).

Вышеуказанные значения являются общими и представлены в ознакомительных целях. Конкретное значение цвета при составлении характеристики определяется тем, каким по счету опрашиваемый указал этот цвет, и какие цвета находятся по соседству.

Схема проведения цветового теста

Тест следует проводить при дневном освещении, предотвратив попадание прямых солнечных лучей на цветовые карточки. Перед началом исследования психодиагност объясняет опрашиваемому лицу принцип проведения теста. При выборе цвета пациент должен опираться только на свои предпочтения на момент проведения анализа. То есть, когда психолог попросить выбрать цветовую карточку, опрашиваемый не должен выбирать цвет, который ему подходит или соответствует, например, оттенку его одежды. Пациент должен указать тот цвет, который импонирует ему больше всех среди остальных представленных цветов, не объясняя причину своего выбора.

После объяснения психодиагност выкладывает на стол карточки, смешивает их и переворачивает цветовой поверхностью вверх. Затем просит пациента выбрать один цвет и отложить карточку в сторону. Потом карточки снова перемешиваются, и обследуемый должен заново выбрать цвет, который нравится ему больше всего среди оставшихся 7 карточек. Процедура повторяется до тех пор, пока не закончатся карточки. То есть по завершении этого этапа у пациента должно быть 8 цветовых карточек, среди которых первая, выбранная им, должна ему нравиться больше всего, последняя - меньше всего. Психолог записывает цвета и последовательность, с которой вытаскивались карточки.
Спустя 2 - 3 минуты психодиагност смешивает все 8 карточек и заново просит выбрать пациента наиболее привлекательный цвет. При этом психолог должен пояснить, что целью теста не является проверка памяти, поэтому не следует вспоминать, в какой последовательности карточки выбирались на первом этапе теста. Обследуемый должен выбирать цвета так, как будто видит их в первый раз.

Все данные, а именно цвета и последовательность, с которой они выбирались, заносятся психодиагностом в таблицу. Карточки, выбранные на первом этапе теста, позволяют определить состояние, к которому стремится обследуемый человек. Цвета, указанные на втором этапе, отображают реальное положение вещей.

Какими могут быть результаты теста Люшера?


В результате тестирования пациент распределяет цвета по восьми позициям:


  • первая и вторая - явное предпочтение (записывается знаками «+ );
  • третья и четвертая - просто предпочтение (записывается знаками « x x» );
  • пятая и шестая - безразличие (записывается знаками « = =» );
  • седьмая и восьмая - антипатия (записывается знаками « - -» ).

В то же время, цвета также кодируются соответствующими цифрами.

Существует следующая нумерация цветов по тесту Люшера:

  • синий - 1;
  • зеленый - 2;
  • красный - 3;
  • желтый - 4;
  • фиолетовый - 5;
  • коричневый - 6;
  • черный - 7;
  • серый - 0.

Психолог (психодиагност, психотерапевт ), проводящий тест, нумерует цвета по соответствующим позициям и далее приступает к трактовке результатов.

Для наглядности можно рассмотреть следующую примерную схему результатов теста:

+ + - - x x = =
2 4 3 1 5 6 7 0
Пояснения : в данном случае тестируемый выбрал желтый и зеленый цвет как явное предпочтение, красный и синий - просто предпочтение, к фиолетовому и черному он равнодушен, а вот к серому и черному цвету он питает антипатию.

При интерпретации результатов учитывается не только выбор предпочтительного цвета и что он означает, но и сочетание выбранных цветов.

Интерпретация результатов теста Люшера

Основной цвет
Позиция

Интерпретация
Синий + Говорит о том, что пациент везде и во всем стремится к спокойствию. При этом активно избегает конфликтов.

Сочетание с фиолетовым цветом говорит о небольшом уровне тревожности, а с коричневым цветом - о повышенной тревожности.

- Интерпретируется как сильное напряжение и состояние, близкое к стрессу.

Сочетание с черным цветом - угнетение, ощущение безвыходной ситуации.

= Указывает на поверхностные и неглубокие отношения.
x Означает готовность тестируемого человека к удовлетворению.
Зеленый + Указывает на позитивный настрой пациента, стремление к активной деятельности.

Сочетание с коричневым цветом говорит в пользу чувства неудовлетворенности.

- Является индикатором угнетенного и даже несколько депрессивного состояния.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на депрессивное состояние, а с серым цветом на повышенную раздражительность и гневливость.

= Говорит о нейтральном отношении к социуму (обществу ) и отсутствии притязаний.
x Оценивается как высокий уровень самообладания.
Красный + Говорит о том, что пациент активно стремится к деятельности, к преодолению задач и в целом настроен оптимистично.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на стремление быть в центре внимания и производить впечатление.

- Указывает на состояние близкое к депрессии, стрессу, поиск выхода из сложившейся ситуации.

Сочетание серым цветом расценивается как нервное истощение, бессилие, иногда сдерживаемая внутри агрессия.

= Оценивается как отсутствие желаний и повышенная нервозность.
x Говорит о том, что у тестируемого пациента в жизни, возможно, наблюдается застой, что вызывает в нем некую досаду.
Желтый + Указывает на положительный настрой и необходимость в самоутверждении.

Сочетание с серым цветом указывает на стремление убежать от проблемы.

- Интерпретируется как чувство тревоги, обиды и разочарования.

Сочетание с черным цветом указывает на настороженность и напряженность.

= Говорит о повышенном критическом отношении к социуму.
x Указывает на готовность к отношениям.
Фиолетовый + Потребность в чувственном самовыражении. Также указывает на то, что человек находится в состоянии интриги.

Сочетание с красным или синим цветом трактуется как любовное переживание.

- Говорит о том, что человек рационален и не склонен к фантазированию.
= Указывает на то, что человек находится в состоянии стресса, из-за своих же необдуманных действий.
x Говорит о том, что тестируемый очень нетерпелив, но, в то же время, стремится к самоконтролю.
Коричневый + Указывает на то, что человек напряжен и возможно испытывает страх.

Сочетание коричневого и красного цвета говорит о том, что человек стремится к эмоциональной разрядке.

- Интерпретируется как отсутствие жизненного восприятия.
= Говорит о том, что тестируемый нуждается в отдыхе и уюте.
x Интерпретируется, как неспособность получать удовольствие.
Черный + Указывает на негативный эмоциональный фон тестируемого человека и на то, что он стремится уйти от проблем.

Сочетание с зеленым цветом указывает на возбуждение и агрессивное отношение к окружающим.

- Интерпретируется, как желание получить поддержку со стороны окружающих.
= Указывает на то, что человек находится в поиске и что он близок к фрустрации (к состоянию расстроенных замыслов ).
x Говорит об отрицании своей судьбы и о том, что тестируемый хочет скрыть свои истинные чувства.
Серый + Указывает на то, что человек ограждает себя от внешнего мира и что он не хочет быть познанным.

Сочетание серого с зеленым цветом говорит о том, что тестируемый испытывает враждебность и хочет отделиться от социума (общества ).

- Интерпретируется, как стремление приблизить и подчинить все себе.
= Указывает на стремление человека выйти из неудачно сложившейся ситуации.
x Говорит о том, что тестируемый пытается противостоять отрицательным эмоциям.

Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Люшера?

Необходимо сразу отметить, что на основании данного теста невозможно однозначно поставить диагноз. Тест Люшера, как и другие проективные тесты, используется в комплексе с другими методами диагностики психических состояний - наблюдением, опросом и дополнительными шкалами. Аналогом проективных тестов в психиатрии является фонендоскоп в терапии. Так, для того чтобы прослушать легкие, врач-терапевт прибегает к помощи фонендоскопа. Услышав в легких хрипы, он может предварительно предположить диагноз бронхита или пневмонии. Так и в психодиагностике. Тест является лишь способом анализа некоторых характеристик личности. Результаты теста позволяют дать более полную картину об эмоциональном состоянии пациента, иногда об его наклонностях. Далее это суммируется к уже добытой врачом информации для получения наиболее полной клинической картины.

Допустим, тест выявил угнетенный и тревожный эмоциональный фон пациента. Это суммируется к ранее выявленным анамнестическим данным, например, к недавно пережитому разводу. Дополнительно врач может провести тест для оценки депрессии , используя шкалу Гамильтона. Вдобавок ко всему этому на помощь могут прийти данные наблюдения за больным - его избегающее поведение, нежелание общаться, потеря интереса к окружающему миру. Все это может вылиться в такой диагноз как депрессия.

Таким образом, тест Люшера является вспомогательным методом диагностики аффективных (эмоциональных ) расстройств, но не более. Также он может определить наиболее устойчивые черты личности пациента, уровень тревоги и противоречий. Наличие высокого уровня тревоги может говорить о тревожном расстройстве, посттравматическом расстройстве.

Как и остальные тесты, тест Люшера ориентирован на качественную (но не количественную ) оценку. Например, он может указывать на наличие депрессивного настроения, но не показывает, насколько выражена депрессия. Поэтому для получения объективного результата тест Люшера дополняется другими количественными тестами и шкалами. Например, шкалой для оценки депрессии и тревоги. Только после этого врач может выдвинуть предположительный диагноз.

Эти тесты не являются обязательными, и на их основании диагноз шизофрении не ставится. Однако они помогают выявить эмоциональные, аффективные и другие нарушения. Также они используются в оценке эффективности лечения (шкала PANSS ).

Лечение шизофрении

Как можно помочь человеку в данном состоянии?

Помощь больным шизофренией должна оказываться семьями, социальными работниками, работниками дневных стационаров и, конечно же, лечащим врачом. Основная цель - это установление стойкой и длительной ремиссии. Также делается все, для того чтобы негативные симптомы болезни появились как можно позже.

Для этого необходимо следить за периодами обострения и корректно их купировать (то есть «пролечивать» ). Для этого рекомендуется госпитализация в соответствующие учреждения при появлении первых симптомов обострения. Своевременная госпитализация позволит избежать затяжного психоза и предотвратить его осложнения. Полноценное стационарное лечение является залогом длительной ремиссии. В то же время длительное пребывание в стационаре ведет к недостатку социальной стимуляции и изолированию пациента.

Психологически-социальная терапия и поддержка
После устранения острого психотического состояния начинается этап социальной терапии и поддержки, основную роль в которой осуществляют родственники больного.
Этот этап очень важен в реабилитации больных, так как помогает предотвратить преждевременное развитие дефекта. Он может включать самые различные виды психотерапии (арт-терапию, трудотерапию, когнитивные тренировки ), различные проекты и движения.

Когнитивные тренировки направлены на обучение пациента новым навыкам переработки информации. Пациент обучается адекватно интерпретировать происходящие с ним события. Модели когнитивной терапии могут быть ориентированы как на формирование суждений, так и на содержание этих суждений. В ходе этих тренировок проводится работа над вниманием пациента и его мышлением. Пациент рассказывает о своих ощущениях и интерпретациях, а терапевт в то время прослеживает эти симптомы и определяет, где произошло искажение. Например, пациент слышит, как его просят передать какой-то объект (книгу, билет ), в то время как он сам думает об этом. Это порождает ложное суждение о том, что люди могут читать его мысли. В конечном итоге формируется бредовая идея о преследовании.

В социализации пациентов не менее важна и семейная терапия. Она направлена на обучение и родственников больного, и самого пациента, а также на формирование у них новых навыков. Метод рассматривает межличностные связи и отношения в семье.

В западных странах альтернативным подходом к лечению шизофрении является сотерия. Данный подход использует непрофессиональный персонал и низкие дозы нейролептика. Для его реализации создаются специальные «дома-сотерии», где происходит лечение пациентов. Движения в пользу дестигматизировать («снять ярлык» ) психических больных периодически проводятся такими организациями как Paranoia Network, Hearing Voices Network.

Психологическая адаптация позволяет пациентам с шизофренией реализовать себя - окончить учебное заведение, начать работать. Поскольку дебют шизофрении приходится на решающий для карьеры возраст (18 - 30 лет ), то разрабатываются специальные программы по профориентации и обучению таких пациентов.

Все большее распространения получают группы взаимопомощи для пациентов и их родственников. Знакомства, которые завязываются в этих группах, способствуют дальнейшей социализации пациентов.

Медикаментозное лечение

Медикаменты, которые используются в лечении шизофрении, называются антипсихотиками или нейролептиками. Это группа лекарств представлена широким спектром медикаментов с разнообразной химической структурой и спектром действия.
Нейролептики принято делить на старые (типичные ) и новые (атипичные ). В основе этой классификации лежит принцип действий на те или иные рецепторы.

Типичные (классические, старые ) нейролептики
Типичные нейролептики преимущественно связываются с D2-дофаминовыми рецепторами и блокируют их. Результатом этого является выраженный антипсихотический эффект и редукция позитивной симптоматики. Представителями типичных нейролептиков являются аминазин, галоперидол, тизерцин. Однако эти препараты отличаются разнообразными побочными эффектами. Вызывают злокачественный нейролептический синдром, двигательные расстройства. Обладают кардиотоксичностью, что существенно ограничивает их применение у пожилых людей. Тем не менее, они остаются препаратами выбора при острых психотических состояниях.

Атипичные (новые ) нейролептики
Эти препараты в меньшей степени действуют на дофаминовые рецепторы, но в большей на серотониновые, адреналиновые и другие. Как правило, у них мультирецепторный профиль, то есть они оказывают действие одновременно на несколько рецепторов. В результате у них наблюдается гораздо меньше побочных эффектов, связанных с блокадой дофамина, но менее выраженный антипсихотический эффект (данное мнение разделяют не все специалисты ). Также они оказывают противотревожное действие, улучшают когнитивные способности, проявляют антидепрессивный эффект. Однако группа этих медикаментов вызывает выраженные метаболические нарушения, такие как ожирение , сахарный диабет . К атипичным нейролептикам относятся клозапин, оланзапин, арипипразол, амисульприд.

Совершенно новым классом антипсихотических препаратов является группа частичных агонистов (арипипразол, зипрасидон ). Эти препараты действуют как частичные блокаторы дофамина и как его активаторы. Их действие зависит от уровня эндогенного дофамина - если он повышен, то препарат блокирует его, если понижен - то активирует.

Антипсихотические препараты, применяемые в лечение шизофрении

Препарат Механизм действия Как назначается
Галоперидол Блокирует дофаминовые рецепторы. Устраняет бред, галлюцинации, навязчивые идеи.

Вызывает такие побочные эффекты как двигательные расстройства (тремор ), запоры , сухость во рту, аритмию , пониженное артериальное давление .

При купировании психотического состояния (обострения ) назначается внутримышечно по 5 - 10 мг. Начальная доза - 5 мг три раза в сутки. После купирования приступа переходят на таблетированную форму. Средняя терапевтическая доза - от 20 до 40 мг в сутки. Максимальная - 100 мг.
Аминазин Блокирует центральные рецепторы адреналина и дофамина. Оказывает сильное седативное (успокаивающее ) действие. Понижает реактивность и двигательную активность (устраняет возбуждение ).

Оказывает негативное действие на сердце и его сосуды, сильно понижает давление.

При сильном возбуждении и агрессии препарат назначают внутримышечно. Максимальная разовая доза - 150 мг, суточная - 600 мг. После устранения возбуждения переходят на таблетированную форму - от 25 до 600 мг в сутки, дозу разделяют на три приема. Максимальная доза при оральном применении - 300 мг.
При фебрильной шизофрении препарат вводят внутривенно. Разовая доза - 100 мг, максимальная - 250 мг.
Тиоридазин Блокирует дофаминовые и адреналиновые рецепторы мозга. Угнетает все психомоторные функции. Особенно эффективен для снятия возбуждения, напряжения и тревоги. В стационарных условиях (в больнице ) суточная доза может варьировать от 250 мг до 800 в сутки; в амбулаторных (дома ) - от 150 до 400 мг. Доза делится на 2 - 4 приема. Принимают препарат внутрь после еды.
Левомепромазин Блокирует рецепторы дофамина в различных структурах мозга. Устраняет бред, галлюцинации, возбуждение. Период острой фазы купируют путем внутримышечного введения от 25 до 75 мг. Постепенно переходят на таблетки, по 50 - 100 мг в сутки.
Оланзапин Преимущественно оказывает влияние на серотониновые рецепторы, в меньшей степени - на дофаминовые. Оказывает умеренный антипсихотический эффект, сглаживает негативную симптоматику.
Из побочных эффектов - ожирение.
Принимается внутрь, однократно. Начальную дозу в 5 - 10 мг постепенно увеличивают (в течение 5 - 7 дней ) до 20 мг.
Клозапин Обладает дофаминоблокирующими и адренолитическими свойствами. Ослабляет агрессию и импульсное поведение, притупляет эмоции, купирует возбуждение.
В то же время вызывает такое опасное для жизни осложнение как агранулоцитоз (снижение количества гранулоцитов в крови ).
Препарат принимается внутрь. Разовая доза - 50 мг, суточная - от 150 до 300. Дозу делят на 2 - 3 приема. Максимальная суточная доза - 600 мг.
Лечение проводится под периодическим контролем анализа крови .
Амисульприд Ослабляет позитивную симптоматику. Антипсихотический эффект реализуется вместе с седативным.
В дозе 50 мг в сутки оказывает антидепрессивное действие.
В остром периоде шизофрении доза колеблется от 400 до 800 мг. Доза разделяется на два приема. Если в клинике доминируют негативные симптомы, то доза варьирует от 50 до 300 мг.
Арипипразол Оказывает блокирующе-активирующее влияние на дофаминовые рецепторы. Помимо редукции позитивной симптоматики устраняет негативные симптомы - улучшает когнитивные функции, память, абстрактное мышление. Начальная доза препарата составляет 10 мг в сутки. Препарат применяется однократно, вне зависимости от приема пищи. Поддерживающая доза равняется 15 мг.
Зипрасидон Действует на дофаминовые, серотониновые, норадреналиновые рецепторы. Оказывает антипсихотическое, седативное и противотревожное действие. Принимается внутрь во время еды. Средняя терапевтическая доза равняется 40 мг (делят на два приема ).

Основной задачей медикаментозного лечения является профилактика новых рецидивов и дефекта. Очень важно, чтобы прием медикаментов не ограничивался стенами больницы. После устранения острого психотического состояния врач подбирает оптимальную поддерживающую дозу, которую будет принимать пациент дома.

Как реагировать на странное поведение больных?
Не стоит забывать, что ощущения, которые испытывает пациент (галлюцинации ), для него абсолютно реальны. Поэтому попытки разубедить его в том, что его видения ошибочны, не принесут пользы. В то же время признавать его бредовые идеи и становиться участником «игры» не рекомендуется. Важно указать пациенту, что у каждого есть на этот счет свое мнение, но его мнение тоже уважается. Нельзя шутить над пациентами (либо над их высказываниями ) или пытаться их обмануть. С пациентом необходимо установить доброе и располагающее отношение.

Профилактика шизофрении

Что нужно делать, чтобы избежать шизофрении?

Вопросы профилактики шизофрении, как и большинства психических заболеваний, составляет основную задачу в психиатрической практике. Отсутствие полноценных и точных знаний о происхождении этого заболевания не позволяет выработать четкие меры профилактики.

Первичная профилактика шизофрении представлена медико-генетическими консультациями. Больных шизофренией и их супругов необходимо предупредить о повышенном риске возникновения психического расстройства у их потомков.
Вторичная и третичная профилактика заключается в ранней диагностике этого заболевания. Раннее выявление шизофрении позволяет эффективно пролечить первый психотический эпизод и установить длительную ремиссию.

Что может спровоцировать возникновение шизофрении?

Согласно некоторым теориями возникновения шизофрении существует некая предрасположенность к этому заболеванию. Она заключается в наличии структурных аномалий в тканях мозга и определенных личностных черт характера. Под влиянием стрессовых факторов происходит декомпенсация этих черт и структур, в результате чего развивается болезнь.

Факторами, способствующими обострению шизофрении, являются:

  • Отмена лекарств - является одной из самых частых причин, по которой происходит декомпенсация ремиссии.
  • Соматическая патология - также провоцирует обострения. Чаще всего это сердечно-сосудистая, дыхательная патология или болезни почек .
  • Инфекции - часто сопровождаются развитием возбуждения.
  • Стресс - также приводит к декомпенсации состояния пациента. Конфликты в семье, в кругу друзей, на работе являются индукторами психотических состояний.