Кто такая мадам помпадур. Де Помпадур: тайны соблазнения от знаменитой фаворитки

В XVIII веке редким женщинам удавалось избежать« повинности», сводившейся к немецким« трем К»: Kuche(кухня), Kinder(дети), Kirche(церковь). Лишь дочери коронованных особ могли рассчитывать на это. Тем удивительнее феномен маркизы де Помпадур, которая
двадцать лет была некоронованной королевой Франции, не имея даже дворянского происхождения!

Маленькая королева
Есть вероятность, что толика дворянской крови у Жанны Антуанетты Пуассон, родившейся в 1721 году, все-таки имелась. Ее отцом официально числился бывший лакей, выбившийся в интенданты. Он проворовался и бежал из страны, бросив жену и дочь. Обе выжили только благодаря финансовой помощи со стороны некоего господина Ле Нормана де Турнэма. Поговаривали, что он-то и был настоящим отцом девочки. Но и в этом случае дворянское приложение« де» к фамилии, скорее всего, была им просто куплена — во многих источниках данный господин назван простым синдиком — иначе говоря, председателем торговой гильдии.
В общем, с родословной у будущей маркизы явно не заладилось. Однако с раннего детства девочка была убеждена, что со временем поселится в королевском дворце! Известная парижская гадалка, увидев девятилетнюю Жанну, тут же напророчила: «Эта малютка станет фавориткой короля!» И с тех пор девочку все называли не иначе как маленькой королевой. Разницу между королевой и фавориткой ей объяснят позже.
Де Турнэм сделал все, чтобы дочка парижских мещан получила образование, достойное дворянки. К 19 годам Жанна Пуассон прекрасно рисовала, музицировала и пела — уроки ей давала примадонна парижской оперы. А кроме того, с помощью известного драматурга Кребийона она открыла в себе настоящий актерский талант.
Жениха ей подыскал тот же господин де Турнэм. Его племянник Шарль д’Этуаль был для простолюдинки и дочери разыскиваемого преступника неплохой партией, однако« маленькая королева» долго тянула с ответом. Предсказала же ей гадалка судьбу фаворитки, которая во Франции того времени вовсе не считалась неприличной или недостойной! И Жанна решила не дожидаться« милостей от природы».

Диана-охотница
Жанна зачастила в Сенарский лес, где часто охотился король со своим двором. В первый раз встретив ее на лесной тропинке, Людовик XV лишь слегка придержал лошадь. Но этого оказалось достаточно, чтобы королевская фаворитка маркиза де Шатору не на шутку заволновалась. Вскоре матери Жанны было передано настоятельное пожелание Шатору« избавить его величество от назойливого внимания юной особы». Другая на месте Жанны опустила бы руки, но она и не думала сдаваться. Приняв на всякий случай предложение шевалье д’Этуаля, она не оставила планов завоевания сердца другого мужчины. Спустя три года после свадьбы, подарив мужу дочку, Жанна посчитала на том свой супружеский долг выполненным.
В том же году от воспаления легких неожиданно умерла маркиза де Шатору, и за вакантное место королевской фаворитки развернулась настоящая война. Образовались целые придворные партии, стремившиеся во что бы то ни стало продвинуть на почетную« должность» свою кандидатку. Несколько месяцев король хранил память по почившей пассии, но затем на одном из балов-маскарадов его внимание привлекла незнакомка в костюме Дианы-охотницы. Прежде чем растаять в толпе, загадочная маска уронила к ногам короля надушенный платочек.
Свою« королевскую охоту» Жанна организовала и провела блестяще. 35-летний Людовик XV был женат на дочери польского короля в изгнании — Марии Лещинской. Она была старше его на восемь лет, родила за первые двенадцать лет супружества десятерых детей и слыла женщиной набожной и мудрой. Фаворитки у Людовика менялись одна за другой, так что к моменту встречи с Жанной королю было просто скучно. На это и сделала ставку будущая маркиза де Помпадур. Жанна поклялась самой себе, что с ней король никогда не заскучает. И держала слово целых 20 лет.

Актриса по жизни
Жанна больше не являлась королю на глаза — она заставила мужчину своих грез заняться розысками загадочной маски. Но пряталась она намеренно не слишком искусно. Так что царственному ухажеру — уже заинтригованному, напрочь забывшему о разъедавшем его сплине! — не составило труда быстро отыскать беглянку в ее же доме. Чрезвычайно довольный собой, король тут же предложил Жанне отужинать вместе с ним в Версале.
Наутро король удостоил молодую женщину холодного поцелуя и приготовился к долгой осаде со стороны отвергнутой любовницы. И зря — ничего подобного не последовало. Девушка в тот же день покинула Париж и на глаза королю больше не попадалась. Она решила сыграть на извечном мужском тщеславии — и не прогадала. Привыкший к льстивым комплиментам по поводу своей мужской неотразимости Людовик снова был заинтригован. И даже слегка уязвлен!
Еще более король разволновался, когда посланный им камердинер сообщил о том, что разболтали подкупленные им слуги мадам д’Этуаль. Оказывается, она безумно влюблена в короля. И в ужасе от того, что изменила мужу. Она даже готова умереть от рук ревнивого мужа, потому что никогда не верила, что ее детская мечта, о которой она всем говорила полушутя — оказаться в объятиях самого короля, — сбудется…
Король, конечно, поверил и пожелал немедля видеть Жанну у себя. А во дворце актриса разыграла настоящую мелодраму — с тайным проникновением в королевские покои(ничего сложного — банальная взятка), с падением без чувств на ковер, заламыванием рук, страстными признаниями и мольбой о защите от ревнивого супруга…
В общем, королевскую скуку и на сей раз как рукой сняло. В ту же ночь растроганный монарх пообещал своей новой подруге, что в самое ближайшее время« произведет» ее в официальные фаворитки. И 14 сентября 1745 года сдержал свое слово.

Лучшая подруга
Ревнивого мужа госпожи д’Этуаль« успокоили» доходным местом и угрозой Бастилии. А чтобы не плодить у фаворитки лишних комплексов по поводу ее низкого происхождения, король подарил Жанне освободившееся по случаю маркграфство Помпадур и титул маркизы.
Двор принял новую королевскую пассию без восторга. Была бы она графиней или на худой конец баронессой — позавидовали бы, а потом все равно потянулись бы «дружиться». А тут какая-то безродная мещанка, да и не сказать, чтобы красавица… Но новоиспеченная маркиза де Помпадур неожиданно нашла понимание и защиту у той, от которой менее всего ожидала встретить и первое, и второе, — у супруги короля! Мария Лещинская, несмотря на всю двусмысленность своего положения, сразу же почувствовала в маркизе родственную душу… Многие конкурентки мадам де Помпадур думали, что« смена декораций» не за горами. Но шли дни, месяцы и годы, а маркиза по‑прежнему занимала сердце, спальню и все свободное время короля.
Многие биографы маркизы смаковали подробности ее интимной жизни, ее безумные траты и постоянное вмешательство в государственные дела. Все это, конечно, было. Войны, в которые деятельная маркиза сознательно или помимо своей воли втягивала страну. Министры и военачальники, которых« Помпадурша» тасовала, как карты на светских вечерах. Более миллиона ливров, потраченные на ее наряды, и более двух миллионов — на драгоценности…
Но при этом авторы обличительных трудов забывали о другом. В ее салоне собирался весь цвет тогдашней духовной элиты — там можно было встретить едкого писателя и философа Вольтера, манерного художника Буше, крупнейшего ученого-экономиста Кенэ. По приказу маркизы был создан« Театр малых покоев». Зрительный зал был рассчитан всего на сорок мест. Одно из них неизменно занимал сам король, на сцене блистала хозяйка театра, а за оставшиеся 39 кресел в зале шла настоящая борьба. Компьенский замок и дворец Малый Трианон в Версале, Военная школа(которую вскоре закончит молодой корсиканец Наполеон Бонапарт) и знаменитый фарфоровый завод в Севре — ко всему этому приложила руку(а часто и собственные средства) маркиза де Помпадур. Наконец, мир обязан Жанне и такими мелочами, как особая огранка бриллиантов(стиль« маркиза»), бокалы-«тюльпаны» для шампанского, дамская сумочка-ридикюль из мягкой кожи, высокие прически и высокие каблуки.

После нас -хоть потоп
Самым главным достижением маркизы, тайна которого полностью не раскрыта до сих пор, было ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое долголетие при дворе. Век фавориток никогда не был долгим — за стремительным взлетом быстро следовал столь же скорый уход в небытие. А маркиза де Помпадур целых двадцать лет не покидала Версаль, до самой смерти оставалась ближайшим другом и советчиком короля. Даже тогда, когда его постель оказалась занята другими, более молодыми« соискательницами». Ей удалось то, что редко удается женщине, — сохранить дружеские отношения с бывшим возлюбленным. Не вежливо-приятельские, не официальные или светские, а именно дружеские.
Поняв, что безвозвратно теряет любовника, она не стала цепляться за него, закатывать сцены, мучить его и себя ревностью и плести интриги. Вместо этого она по‑прежнему старалась развеселить своего часто скучающего друга и в этом оставалась неподражаема. А для любовных утех периодически знакомила короля с молодыми и, как правило, недалекими красавицами. Долго в королевской спальне они не задерживались. А мудрая маркиза так и осталась при короле до самой смерти.
Она умерла в 1764 году от воспаления легких. Ей было всего 46 лет, двадцать из которых она, дочь лакея(или торговца), фактически правила Францией. Ее смерть не вызвала всеобщей скорби — скорее наоборот. Сильная и умная женщина, не желающая покориться общественным стереотипам и берущая свою судьбу в собственные руки… Даже в наши дни это у многих вызывает зависть и раздражение. Что же говорить о далеком восемнадцатом столетии?..

«Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», - утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об эпохе Помпадур.

Лишь власть, сосредоточенная в руках самой влиятельной фаворитки Людовика XV, заставляла слишком рьяных ее противников не копаться в подробностях ее происхождения. А это крайне раздражало женщину, стремящуюся к совершенству во всем. Хотя до нас дошли-таки сведения о том, что отец Жанны-Антуанетты Пуассон был лакеем, выбившимся в интенданты, проворовавшимся и бросившим семью.

Самолюбивая маркиза с легкостью могла бы откреститься от подобного родителя, но тогда ей пришлось бы признать, что она вовсе внебрачное дитя. Дело в том, что ее отцом называли также дворянина-финансиста Нормана де Турнэма. Предполагалось, что именно он дал девочке, появившейся на свет в 1721 году, великолепное образование и всячески принимал участие в ее судьбе. И не зря...

Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Окружающие неизменно выражали восторг, давая мадемуазель Пуассон необходимую уверенность в себе. Гадалка, предсказавшая 9-летней девочке любовную связь с королем, лишь подтвердила ее избранность и исключительность. Этой доброй женщине будущая маркиза выплачивала пенсию до конца своих дней.

В возрасте 19 лет Жанна пошла под венец с племянником своего покровителя, а возможно, и отца. Жених был мал ростом и совершенно некрасив, но зато богат и страстно влюблен в невесту. Так девица Пуассон рассталась со своей незавидной фамилией и стала мадам д’Этиоль. Ее семейная жизнь текла безмятежно, спустя два года она родила дочь Александру, что, впрочем, не смогло заслонить в ее сознании мечты о короле, гвоздем засевшие в ее хорошенькой головке.

Всякое свое появление в будуарах многочисленных подруг, равно как и в гостиных высшего света, куда ей открыли дорогу имя и богатство мужа, Жанна использовала с выгодой. Слухи, сплетни, а порой и правдивая информация - все шло в копилку ее представлений о жизни короля и его двора.

Она уже знала, что на тот момент король был занят герцогиней де Шатору. И тут начали проявляться главные черты ее характера - настойчивость и целеустремленность. Она стала регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Однако попасться на глаза ей пришлось отнюдь не королю, а амбициозной герцогине де Шатору, быстро рассекретившей цель ее лесных прогулок. И Жанне было запрещено появляться в этих местах. Такой щелчок по носу на какое-то время отрезвил соискательницу, но карты, похоже, все-таки не врали. Герцогиня де Шатору, будучи двадцати семи лет от роду, скоропостижно умерла от пневмонии, и мадам д’Этиоль восприняла это как сигнал к действию.

28 февраля 1745 года в Парижской ратуше, которая и по сей день стоит на том же месте, во время бал-маскарада Жанна впервые встретилась с королем лицом к лицу. Впрочем, поначалу на ней была маска, но монарх, заинтригованный поведением незнакомки, попросил ее открыть лицо. Вероятно, впечатление было более чем благоприятное...

Лучшие дня

Людовика XV называли человеком с «крайне сложным и загадочным характером» и «рано уставшим» королем. О нем говорили, что его «скромность была качеством, которое превратилось у него в недостаток».

А так как раскрепощеннее всего Людовик чувствовал себя в обществе женщин, во Франции короля считали «похотливым грешником».

Людовик XV родился в 1710 году. В пять лет, после смерти прадеда короля Людовика XIV, наследовал трон. Когда ему было 9, в Париж приехал российский император Петр для проведения переговоров «о сватанье за короля из наших дочерей, а особливо за среднею», Елизавету. Версаль не пришел в восторг от перспективы женить Людовика на дочери «портомои». Происхождение жены русского императора Екатерины было хорошо известно. И брак не состоялся. Красивая и бойкая Лизетка, как звал Петр свою среднюю дочь, осталась дома и явно не прогадала, став императрицей российской.

В 11 лет Людовику нашли подходящую невесту - Марию Лещинскую, дочь польского короля Станислава. Когда королю исполнилось 15, их поженили. Супруга была семью годами старше него, чрезвычайно набожна, скучна и малопривлекательна. По некоторым данным, за первые 12 лет брака она родила Людовику десятерых детей. Королю, бывшему все эти годы примерным супругом, и политика, и экономика, и собственное семейство осточертели настолько, что он начал заниматься в основном тем, что доставляло ему истинное удовольствие - изящными искусствами и не менее изящными женщинами.

К моменту встречи на бал-маскараде с Жанной д’Этиоль этому «красивейшему мужчине в своем королевстве», прозванному Людовиком Прекрасным, исполнилось 35 лет.

Хотя внешность этой женщины, столь артистически одаренной, однозначно охарактеризовать вряд ли возможно. Тут, как справедливо было замечено классиком, «все не то, что есть, а то, что кажется». Оттого так разнились описания облика будущей маркизы де Помпадур. Здесь многое, конечно, зависело от отношения к ней. Один из недоброжелателей не находил в ней ничего особенного: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами».

А вот обер-егерьмейстер лесов и парков Версаля мсье Леруа, описавший подругу короля как сущую красавицу, отмечал прекрасный цвет лица, густые, пышные волосы с каштановым отливом, совершенной формы нос и рот, буквально «созданный для поцелуев». Особенно же восхищали его большие, непонятного цвета глаза, оставлявшие впечатление «какой-то смутной точки в мятущейся душе». Поэтично. И вполне совпадает с портретами Франсуа Буше, которому будущая маркиза оказывала неизменное покровительство.

Не исключено, что именно покровительство маркизы и повлияло на то, что на портретах кисти Буше она предстает богиней красоты, а заодно и плодородия, со свежим, румяным и достаточно упитанным лицом пейзанки, в то время как история донесла до нас факты, свидетельствующие о том, какого слабого здоровья была эта женщина и каких невероятных усилий требовало от нее поддержание иллюзорной славы цветущей красавицы.

Так или иначе, но ее «непонятного цвета глаза» оказались напротив королевских не только на бал-маскараде, но и на последовавшем за ним представлении итальянской комедии. Жанне надо было сильно изловчиться, чтобы получить место рядом с его ложей. В итоге король пригласил мадам д’Этиоль поужинать, что и стало началом их связи.

Хотя после свидания король заявил доверенному лицу, подкупленному предусмотрительной Жанной, что мадам д’Этиоль, конечно, очень мила, но ему показалось, что она не совсем искренна и явно не бескорыстна, а еще было замечено, что наследный принц, видевший «эту даму» в театре, нашел ее вульгарной...

Из всего этого становилось ясно, что продвижение Жанны к заветной цели не будет беспроблемным. Следующего свидания ей удалось добиться с большим трудом. Свою роль в этой последней попытке она играла с азартом отчаяния. Королю был предложен просто-таки мелодраматический сюжет: несчастная пробралась в дворцовые апартаменты, рискуя пасть от руки ревнивого мужа, только затем, чтобы взглянуть на обожаемого человека. А дальше - «пускай погибну я...»

Король не стал кричать «браво», он поступил лучше, пообещав Жанне, что по возвращении с театра военных действий во Фландрии произведет жертву ревности в официальные фаворитки.

Мадам д’Этиоль доставлялись королевские послания, многозначительно подписанные: «Любящий и преданный». Осведомленная о мельчайших привычках и предпочтениях Людовика, она отвечала ему в легком, пикантном стиле. Читать ее письма и наводить в них окончательный блеск доверялось аббату де Берни, знатоку изящной словесности. И вот однажды ею была получена королевская депеша, адресованная маркизе де Помпадур. Жанна, наконец, получила титул хоть и угасшего, но старинного и почтенного дворянского рода.

14 сентября 1745 года новоиспеченную маркизу король представил приближенным как свою подругу. Можно удивляться, но наиболее лояльно отнеслась к ней... жена короля, привыкшая к тому времени буквально ко всему. Придворные же тихо негодовали. Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха - Генриха IV Наваррского, это почетное место занимала дама хорошей фамилии. Им же предлагалось любить и жаловать едва ли не плебейку. Маркизе тут же дали прозвище Гризетка с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.

Жанна понимала, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. А значит, Жанне предстояло сделаться эдакой версальской Шахерезадой.

Это превращение совершилось быстро. Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон - вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу. На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов.

Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.

Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» - одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.

Когда маркиза умерла, Вольтер, один из немногих, нашел теплые слова в адрес покойной: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который... едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы - люди бесспорно талантливые - в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии - Дени Дидро - убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.

Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения - Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге - скульптор Фальконе.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена.

Вообще театр - та сфера, которая оказалась бы для нее истинным призванием, повернись судьба иначе. В ней явно погибла большая и крайне разноплановая - и комедийная, и драматическая, и гротесковая, способная к тому же петь и танцевать, - актриса.

Страсть к преображению до неузнаваемости и созданию потрясающих туалетов, определивших стиль целой эпохи, бесконечные поиски и новации в области парикмахерского искусства и макияжа - во всем этом видится не только желание удержать непостоянного короля, но и насущная потребность богато одаренной натуры маркизы.

Она использовала любую подходящую возможность, дабы обрести зрителей и слушателей. Как свидетельствовали современники, она играла и в прекрасно оборудованных театрах, и на маленьких сценах особняков французской знати.

Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство.

В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно - для работников, другое - для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью - маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий. Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь - «Rose Pompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

В Версальском дворце маркизой был задуман и воплощен Камерный театр. В январе 1747 года состоялось его открытие: давали мольеровского «Тартюфа». Актеров на сцене вместе с занятой в спектакле маркизой было едва ли не меньше, чем зрителей в зале: приглашено было лишь 14 персон. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектакля превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры Жанны. «Вы самая очаровательная женщина во Франции», - сказал он ей после окончания спектакля.

Те же, кто имел удовольствие побывать на певческих выступлениях маркизы, утверждал, что «она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не менее сотни песен».

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.

Она была очень щепетильна в вопросах этикета и церемониала. Важные визитеры - придворные и послы - принимались ею в роскошном парадном зале Версаля, где располагалось только одно кресло - остальным присутствующим полагалось стоять.

Она добилась того, чтобы к ее дочери обращались как к особе королевской крови - по имени. Прах своей матери маркиза с большими почестями перезахоронила в самом центре Парижа - в монастыре капуцинов на Вандомской площади. На этом месте, специально откупленном маркизой, был сооружен роскошный мавзолей. Родственники маркизы, а также все те, кому она благоволила, дожидались своего часа: кто-то из них выдавался замуж за родовитого жениха, кому-то сваталась богатая невеста, дарились должности, пожизненные ренты, титулы, награды.

А в итоге - нескрываемое, а порой и публичное осуждение ее расточительности. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а ее «хвастливое меценатство» обошлось казне в 8 миллионов ливров.

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.

Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.

Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» - вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы - возле Марсова поля.

Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.

С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

Уже к своему 30-летию маркиза де Помпадур почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно.

Охлаждение августейшей особы во все времена означало безвозвратный уход бывшей фаворитки в тень и дальнейшее забытье, если не опалу.

Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 - другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Но в 1751 году появилась реальная опасность в лице совсем юной ирландки Марии-Луизы о’Мэрфи, беззастенчиво посягнувшей на лавры маркизы Помпадур.

За развитием этой интриги наблюдало пол-Европы. Папский посол сообщал в Рим, что дни Помпадур сочтены: «По всей видимости, главная султанша теряет положение». Он ошибся. Людовик оставил маркизе все ее привилегии. И еще не раз выходила она победительницей в единоборствах с молодыми красотками, впрочем, как и со своими весьма опытными политическими противниками. Хотя ситуация существенно обострилась после дипломатических переговоров маркизы де Помпадур с австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезой, приведших к изменению союзнических отношений между двумя странами. В 1756 году Франция, традиционный союзник Пруссии, примкнула к Австрии. К тому же Людовик под давлением своей фаворитки, яро ненавидевшей иезуитов, запретил деятельность их ордена во Франции.

Такого рода перемены слишком явно затрагивали интересы высокопоставленных лиц, чтобы маркиза могла чувствовать себя неуязвимой. И она это понимала. Приготовленная для нее пища тщательно проверялась - из всех способов устранения неугодных отравление оставалось по-прежнему трудно доказуемым.

Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало.

Тяжело переживая это горе, маркиза, как никогда раньше, остро чувствовала свое одиночество. Ее ближайшая подруга оказалась шпионкой ее противников. Король все более превращался в снисходительного друга.

Душевный кризис заставил маркизу задуматься о возможном удалении от двора. Она даже написала письмо своему мужу, прося прощения за нанесенную ему обиду и явно нащупывая пути возвращения под давно оставленный семейный кров. Д’Этиоль без промедления ответил, что с готовностью прощает ее, но о большем речи не было...

К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Она продавала драгоценности и играла в карты - обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 - 15 апреля 1764), более известная как маркиза де Помпаду́р (фр. marquise de Pompadour). Официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Происходила из семьи финансистов, фактически из третьего сословия. Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на чёрном рынке, но в 1725 г. разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема. Благодаря этому человеку девочка получила образование, подобающее жене аристократа: она знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

Приёмный отец выбрал ей в мужья собственного племянника и наследника, Шарля Гийома (1717-99), владельца имения Этиоль неподалёку от Парижа. Венчание состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Три года спустя у супругов родилась девочка, названная Александриной (умерла в 1754). Все последующие роды заканчивались для Жанны-Антуанетты неудачно.

Красота и живой ум молодой мадам д"Этиоль сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер. Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодежи. Её держал на примете банкир Жозеф Пари, старый знакомый её отца. Подыскивая способ возвыситься после смерти кардинала Флёри, он смог представить красотку королю , который незадолго до этого потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору.

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. Через три дня они вновь встретились на балу в столичной ратуше.

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки. В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы. После получения доходной синекуры муж дал ей развод.

Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». Ещё через 2 года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель. К её услугам был целый штат фрейлин. По отношению к королеве Марии Лещинской она вела себя подчёркнуто уважительно. Королева была на 8 лет старше супруга, глубоко религиозна и после рождения 10-го ребёнка заявила любвеобильному Людовику, что больше не намерена делить с ним ложе.

Историки XIX века, отказывавшие в талантах Бурбонам предреволюционных десятилетий, описывали Людовика как развратного, ленивого и никчёмного правителя, вместо которого страной правила энергичная мадам Помпадур. Последующие поколения историков пересмотрели эту картину. Людовик и вправду не отличался общительностью и в силу природной застенчивости поручал фаворитке вести свои дела. Хотя маркиза по сути заменяла ему секретаря и представляла его в отношениях с посторонними, нет никаких оснований считать, что решения принимал кто бы то ни было за него.

Около 1750 года маркиза по совету медиков перестала проводить ночи в спальне короля. С тех пор их связь носила платонический характер (подобно отношениям престарелого с маркизой де Ментенон). Она переехала из чердачных апартаментов в более просторные и заняла в столице роскошный отель д"Эврё. За продвижением по службе по-прежнему приходилось обращаться к ней лично. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен т.н. Олений парк.

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков. Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея, вымоченного в ароматизированном шоколаде. Её именем называли высокую причёску с валиком, обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

Внешняя политика Франции в середине XVIII века не привела к упрочнению её положения на международной арене, однако винить в этом следует не столько маркизу, сколько отсутствие государственных талантов у высшей аристократии. Маркиза удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля, а тот склонил короля к союзу с Австрией, что означало пересмотр вековых принципов европейской внешней политики.

Разгоревшаяся вскоре затем Семилетняя война складывалась для Франции неудачно, причём общественное мнение винило в этом не прогнившее общественное устройство, а маркизу де Помпадур. Известно, что она выдвинула в командующие герцога Ришельё, несмотря на его дурную репутацию. Известия о поражениях на полях сражений усиливали её меланхолию. Вскоре по окончании войны она умерла, предположительно от рака лёгкого. Одним из последних её деяний был пересмотр дела Жана Каласа, на котором настаивал .

По отзывам современников, Людовик со временем настолько отдалился от Жанны-Антуанетты, что принял известие о смерти «драгоценной подруги» вполне равнодушно. Ей было всего 42 года. Прощание с маркизой состоялась в её версальском особняке. Её похоронили рядом с матерью и дочкой в склепе монастыря капуцинок, который находился на месте Вандомской площади.

Жизнь Мадам де Помпадур обросла многочисленными легендами и байками.

Все возможно, если есть цель и большое желание ее добиться! История некоронованной королевы Франции жившей во времена Людовика XV повествует нам о безусловной женской победе! Никакие препятствия не могли остановить эту легендарную маркизу на пути к своему успеху. А ведь даже ее происхождение отнюдь не способствовало этому.


Судьбоносное предсказание

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в семье, статус которой, не позволял быть в списках высшего общества Франции. Ее официальный отец бывший лакей дослужившейся до статуса интенданта, вскоре проворовался, и сбежал из Франции, бросив жену и детей. Репутация матери была и того хуже.

До замужества мадам Пуассон состояла на содержании у мужчин, да и после того как она вышла замуж, жизнь ее не отличалась благочестием. Мать Жанны продолжала встречаться с давним любовником Ле Норманом де Турнэм. Кто в действительности был отцом Жанны, осталось неизвестным.

Когда девочке исполнилось девять лет, мать решила сводить ее к гадалке известной по тем временам мадам Лебон. Нужно было непременно узнать - сможет ли Жанна выйти замуж. Ведь именно удачное замужество могло обеспечить безбедную жизнь. Только лишь взглянув на угловатую девочку, предсказательница воскликнула: «Не может быть…! Передо мной будущая фаворитка короля!»

Действительно предсказание было абсолютно абсурдным. Стать фавориткой короля маленькая Жанна никак не могла. И дело было не в ее внешности или возрасте. Король к тому времени был уже взрослым мужчиной и имел жену и детей. Самое главное условие, которое могло бы позволить претендовать на столь почетную роль, должно было быть дано даме с рождения.

Фаворитками могли стать только женщины аристократки. Семья Жанны-Антуанетты была далека от аристократического общества. Конечно, король мог позволить себе интрижку и с женщиной не аристократических кровей, но присвоить ей статус фаворитки этикет Французского двора не позволил бы. К тому же король Людовик XV любил свою жену и был ей верен. В общем, сказать было столько - «Невозможно потому…».

Вера рождает идею. Идея порождает действие.

Другая женщина не обратила бы внимание на столь невероятное предсказание. Но мадам Пуассон поверила гадалке и внушила эту веру своей дочери. А что же маленькая Жанна? Как она отнеслась к этому пророчеству?

А король будет меня любить? - спросила Жанна. Этот вопрос волновал ее больше всего.

«Какие глупости содержатся в мыслях моей девочки» - подумала мадам Пуассон - «Разве главное любовь?! Стать фавориткой короля! Вот это честь, и возможности, о которых мечтают многие». Она не ответила дочери, но решила действовать.

В то время Жанна училась в обители урсулинок. Такое образование позволило бы ей стать примерной женой. Но для будущей фаворитки короля нужны совсем другие знания. Мадам Пуассон задумалась - где взять деньги на более достойное образование? Чтобы суметь очаровать короля девушка должна быть всесторонне развитой.

Уметь танцевать, музицировать, поддерживать светскую беседу и еще много чего другого. Как же быть? Мадам Пуассон очень хотела, чтобы предсказание гадалки сбылось. И тогда она решила внушить своему любовнику, что именно он, является отцом Жанны. Ле Норманн не имеющий до этого известия детей, был очень обрадован внезапному появлению дочери и выделил необходимые средства на образование любимицы.

А Жанна в юности, как наверное любая из нас, мечтала… Мечтала о КОРОЛЕ! Мечтала о встрече с НИМ, о любви! Она с упованием осваивала все премудрости обучения. Она так старалась!!! Ведь именно это приведет ее к мечте - стать возлюбленной короля!

Какая наивность! Такое образование в то время получали аристократки, но ведь она таковой не являлась!

Жанна подрастала и постепенно из гадкого утенка превратилась в миловидную девушку. Но далеко не красавицу. Она была не высокого роста слегка полноватая, и лишь большие глаза непонятного цвета выделяли ее среди других. Эти глаза нельзя было назвать ни голубыми, ни серыми, ни зелеными.

В них казалась, была заключена какая-то тайна. Эту тайну Жанна-Антуанетта пронесла через всю свою жизнь. Тайна о том, как очаровать короля и не просто очаровать, а суметь добиться такого влияния при дворе, которое позволило ей принимать участи в политических делах Франции, стать законодательницей мод, и самой влиятельной фавориткой.

Но это все в будущем. А пока Жанне исполнилось 19 лет, и она была очень далека не только от короля, но даже от Парижского общества. В салонах Парижа в те времена встречались представители буржуа и мелкая аристократия. Отнести себя к наивысшему обществу могли только те счастливчики, кому был позволен доступ в стены Версаля. Для того чтобы туда попасть нужно было родиться в семь аристократов.

Чего хочет женщина - того хочет бог! А если две женщины страстно идут к одной и той же цели? Что делать богу?!

Мадам Пуассон со своим любовником, решают выдать Жанну замуж за племянника Ле Нормана. Это замужество позволило юной девушке иметь достаток и приобрести более достойное имя - мадам Д Этиоль. Жанна стала появляться в Парижских салонах. Своим обаянием, чувством юмора и тактом она сумела очаровать многих.

Жанна обладала красивым, хоть и не глубоким голосом, умела страстно декламировать стихи, к тому же она была интересным собеседником. Вскоре кавалеры начали активно ухаживать за Жанной, предлагая ей свою любовь. А как же муж? Тогда измена, как со стороны мужа, так и со стороны жены была явлением обычным. А мужское внимание в этом вопросе лишь подтверждало женскую состоятельность. О времена! О нравы! Но Жанна уверенно заявляла всем обожателям: «Я изменю мужу только с королем!». Ее фраза воспринималась всеми как удачная уловка или шутка позволяющая хранить верность мужу.

Чем же был занят король в то время? Он уже не был столь благочестив и успел обзавестись не одной официальной фавориткой. Королева Мария Лещинская просчиталась, отказав в близости королю не один раз. Людовик XV был очень темпераментным мужчиной и не мог долго обходиться без плотских удовольствий.

Ох уж эти мужчины! В его постели успели побывать все сестры де Майи-Нель. Четвертая - графиня де Шатору была самой продуманной. Насмотревшись на ошибки сестер, она круто взяла в оборот короля, не позволяя ни одной красавице приближаться к его величеству.

Жанна узнавала о подробностях личной жизни короля у светских сплетниц. И продолжала надеяться и верить, что когда-нибудь она станет его возлюбленной. Ей представился счастливый случай. Король со своей свитой, и неизменно сопровождающей его повсюду спутницей мадам де Шатору, отправились отдыхать в замок Шуазель, который располагался не подалеку от имения д Этиоль.

Синарский лес, где охотился король - стал сценой для мадам д Этиоль. Каждый день, отправляясь на охоту, король неизменно встречал на своем пути прекрасную нимфу. Незнакомка была облачена в платья нежных оттенках то лилового, то розового цветов и восседая в открытой карете, уносилась прочь от кортежа короля.

Король был заинтригован. Но мадам де Шатору вовремя заметила интерес короля, и тут-же отправила послание запрещающее появляться на глаза королю наглой сопернице.

Ослушаться фаворитку короля было невозможно. Жанна страдала, ведь теперь ее мечта была не просто фантазией, она увидела КОРОЛЯ воочию. Он был высок и очень красив! Недаром его называли Людовик прекрасный! Мадам Д Этиоль влюбилась и начала мечтать о короле еще больше. Мечтала, страдала и надеялась!

Кто из нас не испытывал подобных чувств? Видеть любимого и рядом с ним другую женщину… Ревность, величие короля и понимание насколько недостижима ее мечта - все это только усиливало чувства.

Прошло какое то время, и сердце короля стало вновь свободным - скончалась его фаворитка мадам де Шатору.

Актриса или влюбленная женщина с чувством собственного достоинства?

Мадам д Этиооль понимала - нужно действовать! Пока король скорбит, его окружает множество прекрасных дам, каждая из которых только и мечтает занять вакантное место фаворитки. И они не бездействуют! Но как ей привлечь внимание любимого? Ведь у Жанны не было возможности даже увидеть короля!

Многие источники сообщают о том, что первая встреча Короля и мадам д Этиоль произошла на балу- маскараде в Парижской ратуше, где Жанна предстала в костюме Дианы охотницы и сумела привлечь внимание Людовика. В художественной книге Натальи Павлищевой события первой встречи короля и мадам д Этиоль описаны несколько в другой интерпретации.

Как знать возможно художественный вымысел более близок к реальным событиям… В любом случае их встреча не могла произойти без участия влиятельных людей. Интриги, интриги Парижского двора, я думаю, без них не обошлось! Кто-то сделал ставку на мадам д Этиоль.

Но познакомиться с королем и даже переспать с ним это лишь первый шаг. В этом шаге, возможно, кто-то помог Жанне. Но весь остальной спектакль был сыгран ей самой! Сыгран так виртуозно, что у короля просто не осталось шансов как без памяти влюбиться в эту женщину!

Отдавшись королю, Жанна исчезает из его поля зрения. Людовик в недоумении - как так - неужели ОН такой прекрасный и величественный, завоевавший не одно сердце красавицы не понравился этой мадам? Он думал, что насладившись интрижкой, сам прекратит это мимолетное увлечение.

До этого все женщины, окружавшие Людовика, только вступив с ним в любовную связь, стремились оградить короля от внимания других женщин. Неожиданное поведение Жанны заинтриговало короля. Каково же было объяснение мадам д Этиоль?

Ах, Сир - Вы покорили мое сердце! Я бежала не от Вас! Я бежала от себя! Умничка Жанна!!! Теперь король вынужден был догонять. Он почувствовал себя в роли охотника, а не добычи. Было это виртуозной игрой или искренним порывом влюбленной женщины? Как знать… Возможно и то и другое.

Эта игра позволила Жане удержать интерес Людовика, но не приблизила ее к статусу фаворитки. Чтобы получить этот статус нужно было официальное представление ко двору. Даже влюбленный король не мог представить в качестве своей фаворитки женщину не аристократических кровей. Мадам д Этиоль понимала - король рано или поздно догонит ее, а что дальше? Тогда женщина предпринимает следующий шаг:

Подкупив придворных Жанна пробирается в покои короля. Уже интригующе! И сообщает Людовику, что ее муж, узнав о порочной связи жены, грозится расправой! Он изгонит Жанну и лишит ее общения с дочерью. Единственный мужчина, который может спасти мадам д Этиоль от расправы мужа - это Король!

Теперь Людовику была предложена благородная миссия рыцаря спасающего свою прекрасную даму сердца! Как он мог устоять??! Людовик совершает неслыханный поступок, идущий в разрез всем правилам этикета того времени. Жанне присваивают титул «маркиза Де Помпадур» и оставляют жить в Версале. И это еще не все! Король намерен вопреки всем противникам «наглой безродной девки» представить ее ко двору в качестве своей фаворитки.

Жанна старается не подвести любимого - она учит правила этикета. Что говорить, как ходить, кому улыбаться, а кому нет. Это целая наука, которую маркиза осваивает блестяще.

Маркиза Де Помпадур была любовницей короля на протяжении 5 лет. Но ее темперамент не соответствовал запросам Людовика. Что только не предпринимала Жанна, чтобы быть более сексуальной. Специальное меню с афродизиаками, различные снадобья. Но природа брала свое. Вскоре Жанна не стала устраивать короля в качестве любовницы. Людовик стал поглядывать на других женщин. И не только поглядывать.

Что следует за падением интереса Короля как мужчины? Обычно фаворитку отстраняют от двора, отослав куда подальше. Но легендарная маркиза даже в этой ситуации смогла выйти победительницей. Она так разыграла партию, что не только не была изгнана, но еще и получила новый титул - герцогини.


Еще 15 лет Де Помпадур была рядом с королем уже в качестве его друга, наставника и советчицы. Король не мог обходиться, без умной, всегда жизнерадостной, Помпадур. Чтобы король не скучал, она организовала камерный театр, который могли посещать только приближенные к королевской персоне.

Сама играла в этом театре различные роли. Помпадур даже пошла на то, что подбирала девушек для забав короля. По ее советам вершились государственные дела, и был построен не один замок. Она занималась изготовлением фарфора и покровительствовала поэтам и философам того времени. Маркиза Де Помпадур была единственной фавориткой сумевшей расположить к себе королеву - свою соперницу!

Не коронованная королева - так называли Де Пампадур. В то время все понимали, кто правит балом Франции! Даже последний путь легендарной маркизы напоминал сцену из продуманного и срежисированного ей спектакля.

Лишь королям и членам их семейства было позволено умирать в Версале. Для Помпадур Людовик сделал исключение. Она умирала в королевских покоях. А когда ее тело выносили, шел проливной дождь. Казалось даже природа скорбила, об утрате этой загадочной и влиятельной женщины.

Загадка маркизы

Влияние и почести, которым была удостоена маркиза Де Помпадур это безусловная женская победа! Оставаться всегда веселой и интересной для мужчины это титанический труд. Ей удалось добиться столь больших высот, не имея для этого ни исключительно красивой внешности, ни нужного происхождения, ни страстного темперамента, который так ценится мужчинами.

К тому же у Жанны было очень слабое здоровье. Она мучилась от чахотки и умерла в возрасте 43 лет, при этом оставив неизгладимый след в истории Франции. А если представить себе тот факт, что при общении с Людовиком ей нужно было помимо женских чар сочетать еще и почтительное общение с королем.

Ни о каком равноправии женщины и мужчины даже и речи быть не могло!

Была ли Помпадур виртуозной актрисой или любящей женщиной готовой на все ради того, чтобы иметь возможность общения со своим Людовиком?

Как знать… Эту загадку она унесла с собой.

История маркизы Де Помпадур говорит нам о том, что для женщины нет границ - все возможно! Что нужно для этого?

Любовь и вера, а может быть актерский талант?

А может быть, в этой истории главную роль сыграла цыганка?

Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж...

Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. До сих пор не вполне ясно, кто был настоящим отцом девочки: лакей, выбившийся в интенданты, на новой должности проворовавшийся и сбежавший от правосудия, бросив семью; или дворянин Норман де Турнэм, регулярно дававший деньги на содержание и обучение маленькой Жанны.

Francois Boucher. The Marquise de Pompadour,1755.

Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"

Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.

Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".


Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.

Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.


Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.

В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.

В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.

Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.

О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.

Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.


Bonnet Louis Marin.

На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.


Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.

Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".

Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?


М. К. де Латур. Madame de Pompadour.

Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»

Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.


Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.

14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.


Madame Pompadour in blue.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.


О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.


Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704-1788)

Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".


Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.


Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.


M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , "Monde illustré" 1857.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.


Francois Boucher. Madame de Pompadour.

Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.


Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство - десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…

К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.


Francois Boucher.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.


Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!


Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.


Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert 1763-64.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.


Paris Rue de la Paix.

Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.