Обучение детей плаванию в доу. Плавание в дошкольных учреждениях

Детское плавание – модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно наличие в нем бассейна. При этом родителей не останавливает ни повышенная родительская плата, ни «нелюбовь» ребенка к воде. Главное – «здоровое» здоровье ребенка, в формировании которого детское плавание играет не последнюю роль.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

КТО МОЖЕТ ПОСЕЩАТЬ ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ:

Для допуска к занятиям плаванием в детском саду требуется:

1. Письменное разрешение родителей,
2. Справка от врача-педиатра.

Противопоказаниями для посещения могут стать:

    Наличие у ребенка открытых ран или кожных заболеваний,

    Заболевания глаз и ЛОР-органов,

    Инфекционные заболевания,

    Туберкулез легких в активной форме,

    Ревматические поражения сердца в стадии обострения,

    Язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ БАССЕЙНА В ДЕТСКОМ САДУ:

Если у вас и вашего участкового педиатра нет возражений к тому, чтобы ребенок осваивал азы плавания в детсадовском бассейне, то к занятиям по плаванию нужно будет подготовиться и приобрести купальные принадлежности, а именно:

    Длинный махровый халат с капюшоном,

    Плавки для мальчиков и слитный купальник для девочек,

    Резиновая обувь,

    Маленькое махровое полотенце для ног,

    Большое банное полотенце,

  • Мыло в мыльнице,

    Резиновая шапочка,

    Очки для плавания.

Все купальные принадлежности приносят в день занятий дети с собой в детский сад. После занятия мочалку и мыло кладут в отдельный пакет, и относят обратно домой – чтобы постирать и просушить перед следующим заплывом.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ БАССЕЙНА В ДЕТСКОМ САДУ:

Как в любом бассейне, здесь также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

В каждом дошкольном учреждении может быть разработан свой свод правил, который лишь немного дополняет общие рекомендации:

    Перед заходом воду необходимо принять душ с мылом.

    В бассейне запрещается громко кричать и шуметь.

    Дети должны четко выполнять все инструкции педагога.

    В том случае, если ребенок неважно себя чувствует, то ему настоятельно не рекомендуется посещать занятия в бассейне.

    Занятия в бассейне не проводят на полный желудок.

    Между занятием в бассейне и прогулкой на улице должно пройти, как минимум, 50 минут.

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ:

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре. Ставки «инструктор по плаванию» сейчас в детских садах не существует. Инструктор не только проводит предварительные беседы с детьми, но и помогает детям при раздевании и принятии душа, высушивании волос после занятия, проверяет совместно с медсестрой соответствие условий в бассейне санитарным нормам.

Занятия плаванием начинаются , как правило, с первых дней посещения ребенка детского садом. В начале учебного года температура воды достигает 30 градусов, по мере обучения температура может несколько упасть – до 28 градусов. Было замечено, что при более высокой температуре воды в бассейне дети лучше усваивают материал, быстрее обучаются плаванию. Этому способствует ряд факторов: из теплой воды вылезать не хочется – детям нравится в ней находиться. Кроме этого, теплая вода расслабляет, уходит гиперактивность, которая особенно «популярна» среди современной малышни.

Как правило, занятия плаванием проводятся с утра – вместо прогулки. Это связано с тем, что после посещения бассейна при выходе на свежий воздух увеличивается вероятность заболеваний и переохлаждения, даже если волосы сухие

Продолжительность занятия в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

    В младшей группе – 15-20 минут,

    В средней группе – 20-25 минут,

    В старшей группе – 25-30 минут,

    В подготовительной группе – 25-30 минут.

Начинаются занятия с минимального отрезка времени и по мере прохождения программы увеличиваются.

Занятия в бассейне проводятся в подгруппах. Число детей не должно превышать 12-15 человек. Группа подбирается по возрасту и физической подготовленности. Детки, которые по каким-либо причинам не занимаются плаванием в детском саду, могут в это время играть в группе с воспитателем или пойти на прогулку.

Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводятся беседы, в которых дошколят знакомят с правилами посещения бассейна.

Сами занятия состоят из трех частей:

    Подготовительная часть проводится на суше и представляет собой физкультминутку,

    Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры,

    Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Занятия по хорошей детсадовской традиции проводятся в игровой форме, используется различный водный инвентарь: надувные круги, игрушки, плавательные доски, веревки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать количеству детей в одной учебной группе.

Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Так, малышей из младшей группы учат в первую очередь не бояться воды, самостоятельно в нее заходить. Первыми спутниками детей по бассейну может стать и лягушка Квака, и сам морской владыка – Нептун – все зависит от фантазии водного инструктора.

Ребята из средней группы могут уже самостоятельно держаться на воде какое-то время и скользить по ней.

В старшей группе дети осваивают азы «простого плавания»: координации движения рук и ног, правильному выдоху в воду.

Кульминацией обучения становятся занятия в подготовительной группе, когда будущие дошколята могут показать высший класс – плавание спортивным стилем.

__________________________________________

Круг легко фиксируется на талии с помощью специального пояса, через плечи ребенка протягиваются лямки — малыш находится в полной безопасности и легко держится на воде. Для каждого возраста подойдет свой вид круга Swimtrainer, который помогает ребенку правильно держаться на воде. Приобрести круг для плавания можно в разделе магазина развивающих игрушек Детский сад —

Уроки плавания для детей

Консультация для родителей.

Навык плавания для любого человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки. Достаточно вспомнить, что еще в утробе матери ребеночек уже находится в водной среде, то есть, в свободном плавании – в прямом смысле. И поэтому также считается, что обучение малыша плаванию желательно начинать как можно раньше, пока привычка к перемещению в водной среде не утрачена полностью. Замечено, что чем старше человек становится, тем более усиливается его страх перед водой. И тем сложней с возрастом научится на воде держаться, не говоря уж о плавании полноценном. Тем более, рационально начинать обучение плаванию ребенка уже с раннего возраста – уже даже до первого его похода в школу.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста не только даст ребенку один из очень ценных навыков, которые потом не раз ему пригодятся в жизни. Плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, такие полезные для растущего организма. Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания . Обучение плаванию детей дошкольного возраста, и последующее их свободное уже самостоятельное плавание, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша.

Во время нахождения в воде, разгружается позвоночник ребенка, что немаловажно для профилактики сколиоза и формирования правильной осанки. Во время плавания для передвижения в воде задействуются те группы мышц, на которые в повседневной жизни нагрузка приходится незначительная. Таким образом, обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует также и формированию хорошей фигуры, улучшению тонуса мышц. Благотворно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка , оказывает положительное влияние на нервную систему. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон.

Немаловажно и то, что обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует нормализации обменных процессов, за счет чего ребенок чувствует себя намного лучше – здоровье улучшается, а иммунитет укрепляется . Специалисты отмечают, что обучение плаванию, а затем – и регулярные занятия плаванием приводят к тому, что ребенок становится более устойчивым к распространенным детским заболеваниям и болеет гораздо реже сверстников.

Определенную роль в этом играет и перепад температур, воздушные и солнечные ванны, обеспечиваемые в ходе обучения плаванию детей дошкольного возраста (если обучение происходит вне границ бассейна в открытом водоеме). Причем, обучение детей дошкольного возраста погожим летним днем где-нибудь на озере возле дачного участка все-таки более «здорово» и показано, нежели приобретение навыков плавания в бассейне. Тем более, родители в этом случае могут самостоятельно заниматься с ребенком – малыш всегда больше доверяет маме с папой, нежели тренеру. В то же время, обучение плаванию детей дошкольного возраста в бассейне при помощи специалиста также имеет ряд преимуществ: профессионал всегда знает, как в идеале должна проходить тренировка, умеет при необходимости оказывать первую помощь, а количество и разнообразие бассейнов дает возможность подобрать наиболее подходящий для обучения ребенка того или иного возраста.

Если все-таки родители заинтересованы в самостоятельном обучении плаванию ребенка, следует придерживаться определенных для этого правил.

Учиться плавать необходимо на неглубокой воде, дно водоема при этом должно быть твердым, без возможного наличия ям или омутов. Главное – преодолеть страх ребенка перед водой (если таковой присутствует, ведь в большинстве своем дети воды не боятся, и даже воду любят). Для этого можно с ребенком играть в «войнушки» водой, поднимать брызги руками. Если все-таки опаска воды у ребенка присутствует, заходить в водоем следует потихоньку, держа малыша за руки в позиции лицом к лицу.

Пребывание ребенка в воде должно быть ограниченным – начиная с 5-10 минут. При этом желательно, чтобы температура воды составляла не менее 20-24 градусов, в то время, как температура окружающей среды – 25-30 градусов. Ребенок в воде не должен мерзнуть, при малейшем на это подозрении (малыш побледнел, губы приобретают синий оттенок), ребенка из воды нужно выводить. Уже во время захождения в воду, малыша следует водой обтереть – лучше, если он это сделает самостоятельно, пропуская воду сквозь пальцы и привыкая к ней.

Лучше, если первый «сеанс» обучения плаванию детей дошкольного возраста впервые происходит на море: соленая морская вода лучше «держит» и малышу в ней легче научится передвигаться. Но есть при таком обучении и минус – в соленой воде не особо поныряешь, ведь соль раздражает глаза. А погружаться в воду, нырять малыш должен учиться в процессе общего обучения плаванию.

Погружение в воду в виде нырков осваивать также нужно постепенно: сначала малыша погружается в воду до шеи, со временем – чтобы вода покрыла рот, затем нос. Можно предложить ребенку поиграть в «поплавки», сначала продемонстрировав, как «поплавок» выглядит со стороны. Для этого родитель подтягивает колени, обхватывает их руками, задерживает воздух, нагибает голову к груди, и таким образом погружается в воду. Затем предлагает повторить упражнение малышу, при этом, слегка поддерживая его, тем самым, придавая уверенности. Со временем, когда малыш более-менее освоит навыки плавания, можно будет предлагать ему поиграть в «водолазов»: собирать в воде разбросанные на небольшой глубине игрушки. Или в «дельфинов» – положив на воду круг, предложить ребенку поднырнуть под него.

Надувные элементы в процессе обучения плаванию вообще сослужат очень хорошую службу. Рекомендовано использовать самые разные элементы, удерживающие ребенка на воде – нарукавники, круги, мячи, пенопластовые доски. Ребенок может за них держаться, и в то же время отрабатывать движения руками или ногами.

Движения эти малышу нужно показать еще на суше, например, с использованием скамеечки. Дети обычно радостно повторяют за взрослыми движения, посему, проблем с обучением ребенка гребкам руками и махам ногами, которые потом он будет воспроизводить в воде, возникать не должно. Так, повторов несколько раз «плавательные» движения на суше, нужно попросить ребенка повторить их в воде. Делать это он может, сначала находясь в надувном круге. Со временем можно ребенку предложить от круга отказаться – вместо него поддерживать малыша в воде родитель будет на руках. Важно, чтобы ребенок почувствовал, какие усилия ему нужно приложить, чтобы находится в воде самостоятельно.

Обучение плаванию в бассейне детей дошкольного возраста проходит под руководством инструктора по плаванию.

Делится на несколько этапов:

  • Первый этап – выполнение упражнений на суше, которые способны имитировать плавательные движения. К таким движениям относятся гребки с поворотами головы, прогибы в позвоночнике в положении лежа, махи прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, а также многие другие.
  • Второй этап – ребенок должен привыкнуть к пребыванию в воде и освоить плавательные движения теперь уже не на суше, а в бассейне. Сначала ребенок учится правильно держаться на воде при нырянии и скольжении, во время чего инструктор поддерживает его за руку или за ногу. Уроки плавания для детей также способствуют усвоению такого навыка, как выполнение выдоха в воду медленно и постепенно. На начальном этапе обучения плаванию – это самая сложная задача, поэтому упражнение выполняется по команде инструктора «выдох». Что же ребенок будет уметь в результате освоения второго этапа? Это выдох в воду и скольжение по воде с отталкиванием ногами от бортика бассейна.
  • Третий этап - это освоение детьми движений ногами при плавании вольным стилем, инструктор во время таких занятий поддерживает ребенка за руки. Кроме того, необходимо проследить за тем, чтобы ребенок не закрывал глаза и смотрел прямо перед собой. После приобретения данных навыков начинается обучение плаванию при помощи движений рук и дыхания с поворотами головы на вдохе.
  • Четвертый этап - полная координация плавательных движений при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием.

Также существует ряд требований непосредственно для бассейна, в котором будет проходить начальное обучение плаванию детей:

  • Безопасность (как правило, это бассейн-лягушатник, глубина которого составляет 90 см);
  • Комфортная температура от +32 до +34 градуса

Обучение плаванию детей в бассейне проходит в игровом режиме, что помогает малышам легче усвоить начальные навыки плавания. Для этого используются различные игры на воде, например, «Лягушка» (прыжки в воде) или «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием по пояс).

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.


Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


Я считаю, каждый человек должен уметь плавать. Купание, плаванье, игры и развлечения на воде – самые полезные виды физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему, прививают детям любовь к воде.

В нашем дошкольном учреждении занятия в бассейне проводим с детьми с двухлетнего возраста.

При обучении плаванию дошкольников в нашем ДОУ, они принимают контрастный душ, умеют ориентироваться на воде, нырять, подныривать под гимнастическую палку, выполнять различные упражнения на воде.

За пять лет работы ДОУ проведено большое количество открытых просмотров, развлечений, праздников.

Плавание прекрасно закаляет детей. Учитывая, что закаливание – достаточно многогранный процесс, он имеет большое значение, в особенности для детского организма. В закаливании участвуют практически вся система регулирования функций организма. Важную роль выполняет кожа, на которую вода оказывает некоторое раздражающее действие.

Плавание прекрасно активизирует работу дыхательных органов у детей

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Следует знать, что вдох затруднен вследствие того, что вода давит на грудную клетку и брюшную полость, а при большинстве способов плавания рот и нос значительное время находятся в воде. С другой стороны, давление воды на грудь и брюшную полость стимулирует выдох. Получается, что хорошая техника дыхания обеспечивает требуемое поступление кислорода. В результате таких процессов укрепляются мышцы всех органов дыхания.

Плавание хорошо исправляет различные нарушения осанки

При плавании тело находится в воде почти горизонтально и в вытянутом положении. Позвоночник принудительно выпрямляется, а мышцы конечностей ритмично то напрягаются, то расслабляются. При разных способах плавания руки активно участвуют в движении. Поэтому ортопеды и детские врачи настойчиво рекомендуют плавание как способ профилактики и лечения нарушений осанки.

Умение плавать обеспечивает безопасность на воде

Совершенно очевидно, что плавание как вид физических упражнений разносторонне укрепляет организм. Поэтому очень важно сделать его доступным для детей как можно раньше. Не владея искусством плавания, человек не только подвергает свою жизнь опасности, но и обедняет ее, лишая себя неповторимых чудесных ощущений.

Рефлекторная дорожка

Помимо того, что сами занятия аквааэробикой несут положительный оздоровительный эффект, для массажа стоп и профилактики плоскостопия я использую рефлекторную дорожку, по которой дети заходят в бассейн. Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

Резиновых ковриков с шипами;

Мешочков, наполненных камешками;

Тазы с водой разной температуры и содержимым:

Первый таз t воды + 45С (с марганцовкой)

Второй таз t воды + 40С (с соленым раствором)

Третий таз t воды + 35С (с камушками)

Четвертый таз t воды + 30С (с проточной водой)

Праздник Нептуна

В саду необыкновенный день – веселый праздник, праздник силы, смелости и здоровья. В гостях морской царь, повелитель всех морей и океанов, бурь и ураганов.

Работа с моторно-одаренными детьми

В зависимости от индивидуальных особенностей и физической подготовки каждого ребенка, упражнения не могут быть усвоены всеми детьми одинаково, поэтому используются задания с разным уровнем сложности. С моторно-одаренными детьми дополнительно провожу занятия повышенной сложности.

Оздоровительный кружок « Дельфиненок»

Уже в дошкольном возрасте можно выделить детей, которые легко усваивают плавательные движения, обладают хорошей плавучестью. Упражнения, проводимые на секционных занятиях, обеспечивают систематическое совершенствование плавательных навыков, развивают моторику и воспитывают стремление к достижению лучших результатов.

Открытые занятия

В процессе работы совершенствую свое мастерство. Результатом этого явился цикл открытых просмотров на районном и областном уровне.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Основными задачами занятий по плаванию является:

Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей детей;

Предупреждение, устранение функциональных отклонений в от­дельных органах и системах организма. Развитие привычки повседнев­но заботиться о своем здоровье, закаливание организма.

Обучение плаванию включает в себя выполнение детьми разнообразных упражнений которые благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая таким образом, условия для формирования и укрепления твердой опоры для ног.

При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее действие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того плавание развивает координацию, ритмичность движений. Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т. е. в положении максимальной разгрузки позвоночника, что благотворно сказывается на его состояние, уменьшая его искривление, если имеется нарушение осанки у ребенка.

Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Эти способы плавания, вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой, влияют на гибкость позвоночника.

У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развивается, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Плавание является эффективным средством закаливания организма детей. В процессе закаливания участвуют практически все системы, регулирующие жизненные процессы. При этом важную роль в терморегуляции выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. В результате влияния холодной воды происходит сужение кровеносных сосудов кожи. При систематическом купании плавании сосудистая система приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находится в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстро восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду, т. е. ребенок становиться более закаленным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В занятие по плаванию можно включать разнообразные оздоровительные методики или их элементы, способствующие укреплению здоровья ребенка, при чем в любую часть занятия.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

Разминку на суше желательно проводить на массажных ковриках.

Основная часть занятия включат активную деятельность воспитанника, связанную с двигательной нагрузкой. Чтобы снизить повышенную возбудимость ребенка после нагрузки также можно включать различные оздоровительные методикиглазную гимнастику (гимнастика с бабочкой) , самомассаж БАТ, массаж с использованием массажных шариков Су-Джок.

В качестве примера можно привести самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Пасть полна его гвоздей

Я спросила крокодила

«Здесь овца не проходила?»

А злодей лежит на дне

И подмигивает мне!

Для детей более младшего возраста можно использовать пальчиковую гимнастику или самомассаж ушей (лепим уши для Чебурашкипоглаживая ушные раковины лепим ушки снаружи, внутри по бороздкам, растираем за ушами -«примазываем глину чтобы ушки не отклеились») .

«Передышка»

«Воздушный шарик»

После занятий очень хорошо устроить фитобар, т. е попоить детей теплым фиточаем с использованием лекарственных трав. В раздевалках где дети переодеваются можно установить аромолампы и применять также аромотерапию с использованием разнообразных аромомасел.

Оздоровительные технологии в бассейне

В водную часть занятия можно включать дыхательную гимнастику с тонизирующим эффектом, т. е. настроить организм ребенка на предстоящую нагрузку.

Упражнение №1. Мобилизирующее дыхание.

ИП - стоя или сидя, спина прямая. Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем увеличивать фазу вдоха.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

ИП - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руку и через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох: корпус резко наклонить вперед, рукивниз перед собой, резкий выброс воздуха со звуком «ха».

Самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний (в основной части занятия в перерыве в качестве отдыха)

Дети, сидя делают массаж биологически активных зон. Счет можно заменить строчками из стихов для детей.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела позвоночника вперед к яремной ямке

Пасть полна его гвоздей

Мягко поглаживать большими пальцами шею (под челюстью)

Я спросила крокодила

Сжать пальцы в кулаки и большими пальцами быстро растирать крылья носа

«Здесь овца не проходила?»

Приставить ладони ребром ко лбу и растирать его движениями в стороны к центру

А злодей лежит на дне

Сильно раздвинуть указательный и средний пальцы, подложить их перед ушами и за ними и с силой растирать кожу

И подмигивает мне!

Потирая ладони, подмигнуть одним глазом.

В основную часть занятия в качестве отдыха после активных упражнений можно провести с детьми гимнастику для глаз «Лягушка ловит бабочку».

Инструктор раздает детям бабочек и говорит детям, что они «лягушки» и должны поймать бабочку. А для того чтобы ее поймать нужно не шуметь и следить за ней глазами, не поворачивая голову.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

Дети следят за «бабочкой» направляя ее вправо, влево, вверх, вниз.

В заключительную часть занятия также можно ввести оздоровительные методики, направлены на релаксацию - дыхательные упражнения, способствующие расслаблению, восстановлению всех систем организма после нагрузки.

«Передышка»

В течение 3 минут дышите медленно спокойно и глубоко, можно закрыть глаза, лежа в положении «Звезда».

«Воздушный шарик»

Все дети стоят в воде в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите шарик к губам и раздувая щеки медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы ваш шарик не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.»

Ирина Петровна

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации , обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий , приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы.

При включении в режим дня занятий плаванием в него вносятся некоторые изменения. Обязательно учитывается время приема пищи (40 мин. после еды и 1,5 – 2 часа до ночного сна) . Лучше всего проводить занятия в следующие периоды :

Утром до завтрака с 7 :30 до 8 :30

после завтрака с 9 :30 до 12 :30

После дневного сна с 15 :30 до 16 :30

Наиболее удобно проведение занятий с самого утра , т. к. не нарушается общий распорядок дня. Утренняя гимнастика и игры заменяются занятиями плаванием , общеобразовательные занятия проводятся полностью, дети своевременно выходят на прогулку, потому что за время завтрака и занятий они успевают высушить волосы и отдохнуть. В группах занимающихся до завтрака почти не бывают опозданий.

Наиболее часто проводят занятия с 9 :30 до 12 :30, поэтому в режиме дня происходят изменения. Пребывание детей на прогулке сокращается на 15-20 мин, обед и сон переносятся на 15-20 мин. позже. В холодное время года дети после занятий вообще не выходят на прогулку.

Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейне3х7 метра, глубиной 60-90 см. Спуск в бассейн производится с бортика, выход по лестнице, сделанной из не скользящего материала.

С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма, при выходе из бассейна и из душевой кладутся резиновые коврики, чтобы дети не скользили по мокрому полу.

Размеры бассейна позволяют проведение занятий с группой детей не более 6-8 человек, по санитарным нормам 3 кв. м на 1 ребенка. Для занятий дети делятся на подгруппы по 6-8 детей. Длительность занятия вместе с подготовкой, для детей разного дошкольного возраста рекомендуется от 10-15 до 30-35 минут на подгруппу (на суше не более 3-5 минут) .

Подготовка детей к занятиям

Ещё до начала работы бассейна необходимо сообщить родителям, что в детском саду будут обучать плаванию . Во время бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом состояния его здоровья и психофизиологических особенностей (консультация врача) . Родители должны научить детей правильно пользоваться купальными принадлежностями, самостоятельно складывать вещи.

Перед началом занятий по плаванию проводят собрание с родителями на котором необходимо заранее оговорить подготовку детей к занятиям . Они должны уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, а также тщательно мыться под душем и вытираться полотенцем.

Перед началом занятий с детьми проводят специальные беседы о правилах личной гигиены, сообщают правила поведения в бассейне и раздевалках, объясняют значение плавания .

Правила поведения в бассейне.

Внимательно слушать задание и выполнять его

Входить в воду только по разрешению

Спускаться по лестнице спиной к воде

Не стоять без движений в воде

Не мешать друг другу, окунаться

Не наталкиваться друг на друга

Не кричать

Не звать нарочно на помощь

Не топить друг друга

Не бегать в помещении бассейна

Проситься выйти по необходимости

Выходить быстро по команде инструктора

При посещении бассейна у каждого ребёнка должны быть следующие купальные принадлежности : плавки , резиновая шапочка, купальные тапочки, полотенце, сумочка с мылом и мочалкой, расчёска, сменное белье. Все эти вещи помещают в специальную сумку, которую дети должны уметь складывать.

При подготовке к занятию по плаванию дети должны раздеться в своей раздевальной до нижнего белья, надеть поверх него свой халат или накидку, на ноги - носки и тапочки, взять свои купальные принадлежности и идти в бассейн.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем они снимают одежду, по возможности быстро и аккуратно её складывают или вешают. Прежде чем войти в воду, дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой. Температура воды гигиенического душа +36°С. После этого дети на некоторое время становятся под холодный душ (около +30°С) .

Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2-4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.

Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию .

Обеспечение безопасности занятий по плаванию

1. Занятия проводить в местах , полностью отвечающих всем требованиям

безопасности и гигиены.

2. Не допускать неорганизованного плавания , самовольных прыжков в воду

и ныряния.

3. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду,

садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг

другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется .

4. Не проводить занятия с группами , превышающими 10-12 человек.

5. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

6. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только

с разрешения преподавателя.

7. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода

8. Научить детей пользоваться спасательными средствами.

9. Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу,

каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае

необходимости быстро оказать помощь ребенку.

10. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии .

11. Не проводить занятия раньше , чем через 40 минут после еды.

12. При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» ,

посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

13. Соблюдать методическую последовательность обучения.

14. Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья

и специально плавательной подготовки каждого ребенка.

15. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения

безопасности занятий .

Для обеспечения безопасности необходимо иметь соответствующий инвентарь : длинный шест для поддержания и страховки обучающихся плаванию , спасательные круги, поплавок «малыш» , плавательные доски , цветные флажки. Для наиболее эффективной организации занятий используют поддерживающие средства и игрушки (доски из пенопласта, надувные игрушки, мелкие игрушки из плотной резины для упражнений на погружение, обручи, мячи разного размера).

При соблюдении всех основных требований к организации занятий зависит успешность обучения дошкольников плавательным навыкам и умениям , а также их безопасность.

Литература :

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду . - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2003.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с.

3. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду . – М., 2008.

4. Интернет – источники.