Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. Нетрадиционные формы обучения дошкольников Нетрадиционных форм организации занятий дошкольников

«Нетрадиционная организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

– вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации ОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в образовательную деятельность которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

ООД - основная форма обучения в детском саду.

ООД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от организованной образовательной деятельности?

И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее

распространённой моделью организации образовательного процесса была модель,

включающая три составляющие:

Проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались

образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по

разделам)

Решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в

ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний

приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.)

Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе

и самостоятельной деятельности;

Следовательно, ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста;

Двигательной - двигательный режим - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности;

Коммуникативной – которая предполагает широкий

взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд – основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд;

Познавательно-исследовательской - этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций;

Продуктивной - такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса;

Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации.

Следовательно, так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Каждого педагога волнуют такие вопросы : как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность воспитанникам раскрыться с новых сторон.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.

Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Признаки нетрадиционного занятия :

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

Привлекаются для организации занятия люди разных специалистов.

Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей доски, использование музыки, видео.

Организация и выполнение творческих заданий.

Обязательное планирование занятия заранее.

Четко определять 3-и дидактические задачи.

Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме

Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;

Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;

Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;

На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов :

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики :

Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;

Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;

Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Таким образом, нетрадиционные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых , это четкость, компактность, большая информативность учебного

материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,

взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается

взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через

разнообразные виды деятельности.

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать

внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

Преимущества нетрадиционных занятий заключается в повышении мотивации

обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких

сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, нетрадиционные

занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать

и обобщать ее, делать выводы.

Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .


В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности , которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ.

Постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности . Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ.

Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий , позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку , учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль , заключающуюся в организации такой образовательной среды , которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей , то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей , нестандартного оборудования , внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия , оставив неизменным главное:

На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;

Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

Формы нетрадиционных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет в дошкольных учреждениях:

1) игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет . Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

2) занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.

3) занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия . Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше не использовать.

4) круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка.

Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.

5) сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах . Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве. Современные тренажеры имеют привлекательный вид, регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки, что побуждает детей к двигательной активности. В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение;

7) занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям;

8) занятия фитбол – аэробика. Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fitball, fit – оздоровление, ball – мяч) - щвейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.

9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.

10) с применением нестандартного физкультурного оборудования , направленного на физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Яркие пособия с задорными стихами к ним способствуют:

    возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;

    удовлетворению потребности детей в движениях;

    расширению физических возможностей детей;

    развитию двигательного воображения детей;

    укреплению здоровья детей;

    привлечению семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей

Это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д.

Данное оборудование, можно, использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Примеры использования нестандартного физкультурного оборудования .

Название: Конспект занятия «ФГОС ДОУ: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Музыкальному руководителю, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»
Месторасположение: Московская область, г.Королёв

ФГОС ДО: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя

Введение.

Метод под названием «Драмогерменевтика» появился не случайно. Этот метод на практике подтвердил свою актуальность. Он не только способствует решению задач ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), но позволяет музыкальному руководителю выполнить программу в интересной, новой, нетрадиционной форме.

Применяя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой цель: развивать основы музыкальной культуры, как части общей культуры посредством приобщения детей к шедеврам классического музыкального искусства. Использование драмогерменевтики, решает такие непростые задачи музыкального воспитания дошкольников:

— Формировать умение детей использовать коммуникативные навыки в сотрудничестве друг с другом.

— Учить детей анализировать, сравнивать варианты выразительной передачи образа,

— Развивать музыкальный и поэтический слух, чувство ритма, музыкальную память.

— Использовать новый метод и приёмы для удовлетворения потребности детей в творческом самовыражении

Основная часть

Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Букатов. Драмогерменевтика – наука понимания, подразумевает творческое применение полученных ранее знаний, умений, навыков.

В основе лежит социоигровой стиль обучения. Социо – означает небольшими группами, игровой – означает неформальный, увлекательный, интересный детям. Имеется ввиду сопряжение социоигровой педагогики и экзерсиса классической герменевтики. Что такое экзерсис классической герменевтики – это основа балета (различные виды ходьбы, бега, доступные детям, элементы экзерсиса – плие, батман, пике, балансе…, композиции перестроения, выполняемые в определённых позициях)

Пример. Дети слушали «Времена года. Июль, песня косаря», музыка П.И.Чайковского. Назначается, по желанию, режиссёр. Он отбирает актёров и излагает придуманный сюжет (историю), слушая музыку, определяет действия актёров в данной части музыкального произведения, или музыкальной фразы. Разыгрывается музыкальный спектакль, в котором режиссёр должен объяснить, куда идёт актёр, зачем и что делает, показать, как делать. Главное условие – действие должно длиться столько, сколько звучит музыка. Дети разыграли целый спектакль: на вступление вышли косари, взяли косы, построились ровными рядами, чётко, ритмично имитировали движения косарей, девочки вязали колоски, укладывали снопы, все действия закончились точно с окончанием произведения.

Использование этого метода невозможно без предварительной работы. Такая работа была проведена мною в сентябре месяце. Я проводила музыкальные занятия по проекту «Вот он, хлебушко душистый». Дети познакомились с тем, как растили хлеб в старину, и как растят сейчас, вместе с родителями инсценировали белорусскую сказку «Лёгкий хлеб». Дети два года занимались в хореографическом кружке, который я вела, используя экзерсис по методике Т. Ф. Кореневой.

Используя полученные знания, дети предлагали разные варианты инсценирования произведения П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Так, по мнению другого ребёнка-режиссёра, на музыкальное вступление пьесы один из косарей должен был посмотреть на небо, потому, что если собирается дождь, то косить нельзя, сжатые колоски намокнут и сгниют.

Заключение.

Результат – произведение стало любимым, дети просили играть снова и снова. Запомнили название произведения, автора, каждую часть, каждую фразу. То есть, усвоили, предлагаемый педагогом материал, в игровой форме, без принуждения, с удовольствием, с большой заинтересованностью, с желанием. Дети научились видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать, дружить. Драмогерменевтика направлена на формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения. Метод «Драмогерменевтика» развивает у детей дошкольного возраста музыкально эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать характер музыкального произведения, через воспитание способности создавать музыкальные образы, через воспитание способности эстетически переживать музыку, излагать свои мысли, чувства.

Список использованной литературы.

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2014г Статья Г. В. Кузнецовой «ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя»
  2. Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников»

Воспитатель: Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

    Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

    КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

    Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

    Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

    Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

    Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

    Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

    Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

    Игры-путешествия.

    Сказки.

    Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

    Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

    Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

    Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод:

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Консультация для воспитателей в детском саду

«Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель
МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.) . Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое) . Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представление «равно», «не равно, «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др. , делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.) , а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи на­оборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче) ?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет) ?» и т. д.

Игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы с середины прошлого века. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрешки, кубы) , пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.) .

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и авто­мобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.) .

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения) , дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки) . При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы) , либо словесными (словами-числительными) .

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу) , чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных так и инновационных. Во главе своей работы мы представляем комплекс традиционных методов и приемов (дидактические и логические игры, решение математических задач) в сочетании с инновационными (моделирование, математические сказки, эксперименты.