Плавание детей в детском саду. Обучение плаванию в детском саду

Организация обучения детей плаванию в детском саду осущест­вляется в комплексе со всеми многообразными формами физкуль­турно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.

Принята следующая возрастная классификация детей дошколь­ного возраста, на которую ориентируются при планировании обу­чения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жиз­ни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зави­симости от возраста детей и конкретных условий (количества де­тей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3-4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10-12 человек.

Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинако­ва и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обуче­ния занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с водой их длительность увеличивается.

Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50-60 см и доходить до пояса занимающихся; температу­ра воды - около 30°С. Занятия проводятся по программе физиче­ского воспитания для детского сада; на них решаются задачи осво­ения с водой и овладения элементами техники плавания.

Продолжительность занятия плаванием детей старшего возрас­та - не менее 40-60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в на­чале обучения она несколько меньше.

Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-


деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.

В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный под­ход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное - фи­зических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степе­ни освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки мож­но подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.

Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использо­вать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошколь­ников, основывается на закономерностях поэтапного формирова­ния соответствующих навыков. Принято выделять несколько эта­пов обучения.

1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3-4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свой­ствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточ­но уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполня­ют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз под­ряд).

3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача - обучение плаванию избранным способом. К кон­цу этого этапа дети должны проплывать 10-15 м на мелководье разу­ченным способом в полной координации.


4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача - совершенствова­ние техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Освоение различных движений осуществляется путем много­кратного их повторения; количество повторений должно возрас­тать постепенно. Учитывая, что повторение движений является од­нообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии на­до предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на ос­нове подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучае­мом способе плавания. В связи с особенностями развития мышле­ния детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое зна­чение при обучении плаванию имеет показ, который должен со­провождаться доступными для детей пояснениями инструктора.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, та­кие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о вы­полнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

В работе с детьми 4-6 лет не следует использовать большое ко­личество команд и подсчетов при разучивании упражнений.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошколь­ников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать зна­чительное количество разнообразных подготовительных упражне­ний и игр.

Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но из­меняется в зависимости от возраста: детям 3-4 лет дается несколь­ко меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.

Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плава­нием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя ис­правлять одновременно несколько ошибок - это рассеивает вни­мание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недо­статочной степенью общей физической и координационной под­готовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили об­щую схему движений избранного способа плавания, и не требо­вать от них точности в технике.

Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении


дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).

Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрас­те, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.

2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду (уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?

3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста?

4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и со­держание каждого этапа, методы обучения).

5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с детьми дошкольного возраста?

Булгакова П.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999 - (Азбука спорта). Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

Обучение плаванию

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ 4
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МЕЛКОВОДЬЕ (МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ) 7
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГЛУБОКОЙ ВОДЕ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ) 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом - это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.
В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В дет¬ских садах - в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придержи¬ваться следующих правил:
1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не со¬держит ям.
2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение - быстрым.
3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.
4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть поме¬чена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изго¬родью и т.д.
5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обя¬зан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на заня¬тиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персо¬нала или другие работники детского сада.
6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с сол-нечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.
Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24° С, а температура воздуха 24-28°С. За¬метив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немед¬ленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцем лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.
Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем боль¬ше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребыва¬нии в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопу¬стимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая систе¬ма дошкольника быстро приспосабливается к изменениям темпе¬ратуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.
В 5-6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движе¬ния дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесто¬ронней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание обращается на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. А это, в свою очередь, становится основой принципа самостоятельности ребенка в педагогической деятельности педагога-инструктора.
Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1-2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут.
Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10-12 человек.
При составлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретных упражнений очень важно учитывать возрастные различия детей. Так, начиная занятия со старшими дошкольниками, инструктор-педагог должен помнить, что они гораздо быстрее осваиваются в воде, чем младшие дети. Поэтому начальный период обучения (привыкание к воде) у детей старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность выполнения упражнений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп.
Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде - гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие уп¬ражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражне¬ния на растяжку и др.
Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завер¬шаются в спортивных праздниках.
Эффективность методики обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста определяется степенью двигательной свободы ребенка в данной среде. Обучение плаванию целесообразно проводить в два этапа - на мелководье и на глубокой воде.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МЕЛКОВОДЬЕ (МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ)

Младшая группа. В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5-6 раз); скользить на груди (2-3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза).
При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» по плаванию.
Средняя группа. На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.
Состав упражнений в средней группе определяется исходя из следующих посылок:
1) Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения.
2) Не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.
3) Также не советуют использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.
Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки).
Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, можно предложить присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).
Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокина предлагает использовать упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться».
Как же ребенку дать понять, что вода его держит? Можно использовать для этого упражнение «Крокодил». В программе Т.И. Осокиной оно описывается следующим образом: «лежать, опираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
После овладения лежанием на груди можно перейти к обучению лежания на спине также на мелкой воде. Для этого ребенок, сидя на дне и слегка опираясь на него локтями, пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди (носик и животик вверх).
На первых порах необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: инструктор, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, подбирая нужные слова, добивается цели.
Когда ребенок научится лежать на мелкой воде без помощи взрослого, можно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине (по пояс - по грудь). В пособии Т.И. Осокиной предлагается следующий вариант: «стоя, руки опущены вниз, сделать вдох, задержать дыхание и спокойно лечь на спину. Подбородок следует опустить и прижать к груди, а живот подтянуть к поверхности воды. Желательно, чтобы, падая назад в воду, дети видели стоящего рядом преподавателя». Ребенку будет проще удержать грудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоский предмет типа формочки. На начальном этапе необходимо поддерживать ребенка под затылок или подбородок, при этом его голова должна свободно лежать на воде (можно использовать обруч или сачок).
Не следует страховать детей под спину (или под живот при плавании на груди), так как, убирая впоследствии руку, инструктор сразу лишает ребенка всякой опоры, и он тотчас же прекращает выполнять упражнение.
Очень важно научить детей вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина описывает этот прием следующим образом: дети «вытягивают руки вдоль тела и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Тело принимает вертикальное положение; после этого ноги вытягиваются и встают на дно».
Чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, можно использовать традиционные упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).
Упражнение «Привет!» выполняется следующим образом: прыгая в обруч, ребенок отвечает преподавателю рукопожатием, который, в свою очередь, придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно. Первое время дети сразу встают на дно, и это естественно. Необходимо добиваться длительного скольжения до полной остановки.
При выполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильный толчок. Поэтому значительное внимание надо уделять прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность, воспитать решительность и смелость.
Формирование этого навыка зависит от объективных возможностей бассейна. Можно прыгать и с лестницы, но удобнее и безопаснее прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, высота которой соответствует уровню воды. При обучении прыжкам должны соблюдаться основные дидактические принципы, так как эти упражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весь процесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма преподаватель во время прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать ребенок, было свободно.
Начинать лучше с элементарных прыжков ногами вниз. Дети выполняют с удовольствием выполняют следующие упражнения: в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды («В колодец - из колодца»); «В глубокий колодец» (прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой); через натянутую горизонтальную веревку; с досками, надувными подушками и т.п. («Кто дольше» и «Оседлай коня»).
После освоения этих прыжков переходят к освоению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки). Робким детям можно предложить прыжок на надувной матрац, пенопленовый коврик, с доской в руках - это придает уверенность, а значит, ребенок быстрее овладеет этим навыком. Дальность полета заметно улучшится, если прыгать в вертикально стоящий обруч, который держит инструктор. Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается для каждого ребенка индивидуально («Как стрела», «Прыжок тигра в горящее кольцо»). Для детей более подготовленных предлагаем выполнить акробатические упражнения (кувырок вперед, назад и т.п.) на пенопленовом коврике.
Отрабатывать и контролировать скольжение можно только тогда, когда дети, прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять и усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п.).
Следует также постоянно создавать игровые ситуации (например, «Кто проскользит дальше всех»), придавать упражнениям развлекательную окраску («Как стрела», «Торпеда» и другие).
Т.И. Осокина указывает на некоторые ошибки, возникающие при обучении скольжению: «тело ребенка чрезмерно погружено в воду, сильно прогнута спина, провисает живот, голова поднята слишком высоко вверх или опущена вниз, напряжены мышцы туловища, плотно закрыты глаза, сжаты губы».
Таких грубых ошибок при свободном лежании на воде не возникает, если соблюдена последовательность выполнения подготовительных упражнений. Ошибки возникают чаще всего у детей, пропускающих занятия, которые, в свою очередь, требуют пристального внимания инструктора-педагога, а дополнительные занятия с ними проводятся во время свободного купания.
Таким образом, основной задачей обучения плаванию на мелководье является создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воде навыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГЛУБОКОЙ ВОДЕ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ)

Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы.
Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение.
На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога может быть образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети во время выполнения упражнений должны быть сосредоточены.
Основным показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.
Какую же программу движений и в какой последовательности нужно создать и довести до автоматизма, чтобы дошкольник с его неустойчивой нервной системой и недостаточным координационным багажом овладел таким сложным видом спорта, как плавание?
Кроль на груди - самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики - экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее приемлемым и в обучении плаванию дошкольников.
Предварительно детям показывается способ плавания в целом, при этом их внимание обращается на движение рук (как при ходьбе и беге). Затем попеременные движения руками (сопровождаемые пояснением: «до ноги - в потолок - на ухо») отрабатываются на суше и закрепляются дома.
При плавании кролем на груди ребенок свободно лежит на поверхности воды, голова находится между рук. Гребок выполняется прямой рукой, в момент окончания гребка большим пальцем нужно коснуться бедра (условно). При удачном выполнении рука с легкостью проносится по воздуху и снова погружается в воду. Не следует требовать от детей сложной траектории движения руки над и под водой (как это рекомендуется в методической литературе), главное на данном этапе обучения - равномерное продвижение по прямой линии с сохранением горизонтального положения тела.
Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца на дистанции. Поэтому необходимо обучать детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движений (без наплыва). Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка. Соревновательный дух обучения придает динамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия.
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбирать короткие дистанции, но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушалась координация). Постепенно осваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.
Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей - основой согласования движений является работа ног. Техника выполнения данного способа целиком определяется координационными возможностями ребенка, а также умением создавать силовую тягу ногами.
Освоение кроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям удается достаточно хорошо продвигаться за счет ног - это обусловлено двигательными возможностями стопы, которые, в свою очередь, определяются подвижностью голеностопного сустава и площади тыльной поверхности стопы (ласты). Поэтому предварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударные движения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носки оттянуты и вогнуты внутрь - «как у медведя»). Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над коленями ребенка доску или руку (при правильном выполнении движения прикосновений нет).
Круговые вращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде выполняется «мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле на груди: «до ноги - на ухо». Поскольку гребок на спине выполняется через сторону, это вызывает чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейность продвижения позволяет только высокий темп движения руками.
Максимальный эффект достигается при выполнении задания со старта на спине. Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и слитность только на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержке дыхания. Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень (бортик, лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в воде).
На начальном этапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют возможность произвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном при помощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой у бедра (дыхание произвольное).
Дальнейшая работа по совершенствованию плавательных навыков направлена на широкое применение контрастных упражнений в обучении, что помогает ребенку понять разницу между экономичным и неэкономичным плаванием. Ребенок сможет быстро избавиться от индивидуальных ошибок, если предложить ему их усугубить: при сильной «молотьбе» руками предложите сделать это еще чаще; высоко поднимает голову при скольжении - поднять голову еще выше и т.д.
При последовательном решении задач на глубокой воде: а) научить свободно и долго лежать на воде, б) максимально далеко скользить, в) правильно выполнять движения руками и ногами - у детей старшего дошкольного возраста не формируются грубые ошибки в технике плавания, а незначительные погрешности легко исправляются в процессе дальнейшего обучения.
Каждое занятие посвящается определенной теме, хотя в ходе его проведения решается сразу несколько задач (используется материал из разных разделов). Задачи и содержание занятий располагаются в порядке возрастающей сложности и с учетом постепенного увеличения нагрузки. Переходить к новой теме рекомендуется только в том случае, когда большинство детей в группе освоят все задания предыдущей темы. До этого момента материал необходимо повторять полностью и частично, добиваясь успешного обучения каждого ребенка.
При повторении лучше менять содержание занятий, используя задания и игры одного типа. Инструктор-педагог должен помнить о том, что нельзя ожидать от детей одинакового уровня владения навыками плавания при разной продолжительности обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно все-сторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солн¬це и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достиг¬нув 7-9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятель¬но продержаться на поверхности воды 8-10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнооб¬разных тренировок на воде.
Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ре¬бенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и вос¬питывающее у него интерес и любовь к спорту.
Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осокина Т. И. Учите детей плавать. - М.: Просвещение, 1985.
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей.- М.: Просвещение, 1991.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
5. Фирсов 3. П. Плавание для всех. - М.: Просвещение, 1983.
6. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить// ФиС. - 1987. - № 6.

Ирина Боброва

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения . Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма ; совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды . Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Задачи детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности , начиная с младшего возраста.

Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Купание, игры в воде, плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Ведь не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся глубины, именно поэтому первые шаги в обучении детей плаванию направлены на то , чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Работаю по программе «Детство » и с удовольствием использую методику развивающего обучения плаванию В . Канидовой. Занятия основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений, что способствует развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.

Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать , преодолеть чувство страха и боязнь глубины. Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько чётко будут соблюдены все основные требования к его организации, обеспечены меры безопасности, выполнены необходимые санитарно – гигиенические правила.

Хочу выделить несколько этапов обучения плаванию в детском саду .

Первый этап начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием . Первое посещение бассейна – это событие в жизни маленького ребёнка и очень важно, чтобы у детей остались только яркие воспоминания.

Большинству малышей не свойственна боязнь воды, как это принято считать. Они любят купаться, с удовольствием входят в воду. Все занятия проходят в игровой занимательной форме, с использованием художественного слова. После того, как дети привыкнут к воде, надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде знакомят детей с сопротивлением воды. Передвигаясь на разной глубине, они ощущают, насколько труднее двигаться на воде, чем на суше. Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде (ходим «как крокодильчики» ). Широко используется приём образных сравнений, выполняемый в парах («нос утонул» , «глазки в воде» и т. д.).

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе. У детей средней группы закрепляются умения и навыки плавания , приобретённые в младшем возрасте. Упражнения и игры выполняются на большей глубине с помощью кругов, плавательных досок , нарукавников.

Усложняется передвижение в воде , дети ходят в полуприсяде на глубине по пояс, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску, на глубине по грудь пробуют ходить вперёд и назад, делая «мельницу» руками. Новое для детей – научиться открывать глаза в воде. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания каких – либо предметов на дне. Упражнение на открывание глаз в воде с успехом проводится парами.

Начинается обучение погружению в воду с головой. Дети подныривают под обруч, круг, стараясь оказаться в центре его. Затем дети учатся свободно лежать на воде, что является составной частью скольжения в положении на груди и спине.

В результате третьего этапа дети должны уметь продержаться на поверхности воды, сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания.

В старшей группе осваиваются умения и навыки определённого способа плавания , разучивается техника, продолжают разучивать скольжение на груди и спине с помощью поддерживающих средств. В процессе упражнений движения совершенствуются. Ребёнок непринуждённо лежит на поверхности воды. Чувствуя себя свободно, ребёнок начинает замечать окружающую обстановку, делать произвольный выдох в воду. Движения его свободные, ритмичные. Плавание на спине для многих детей оказывается легче. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают вначале на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом при помощи плавательной доски .

На четвёртом этапе продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания , простых поворотов, элементарных прыжков в воду. В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду . Первые попытки плавания в полной координации рекомендуется выполнять на небольших отрезках дистанции, чтобы не нарушилось согласование движений. Дыхание сначала произвольное, позже вырабатывается определенный ритм дыхания. Плавание на спине в полной координации проводится на таких дистанциях, проплывая которое дети способны сохранить вытянутое положение тела.

В плавании существует присказка : «Плавать умеет только тот , кто владеет дыханием» . Ребёнку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому , чтобы упражнения и игры доставляли детям удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать . При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами – кролем на груди, кролем на спине. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким – либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно позволить ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше .

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Опыт работы показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию . Поэтому одной из задач является широкая пропаганда плавания среди родителей воспитанников. Ещё до начала работы бассейна на родительских собраниях родителям сообщаю, что в детском саду буду детей обучать плаванию . Объясняю, как важно, чтобы дети были здоровыми, закалёнными.

Для пропаганды обучения детей плаванию организовываются открытые просмотры занятий, праздников. Желательно, чтобы в подготовке и проведении праздника деятельно участвовали родители. Это поможет им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними. Наблюдая приёмы и методы работы, а также реакцию самих детей при различных процедурах и занятиях, родители убеждаются в необоснованности своих опасений. Встречаясь с бывшими воспитанниками, радуемся, когда узнаём, что все они физически крепкие, многие продолжают заниматься плаванием , хорошо учатся в школе.

Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать , тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма .

Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию . Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе . Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение («День Нептуна» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.). Праздники на воде – прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям. Художественное оформление бассейна должно вызывать у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.

Обучая ребёнка плавать , всегда найдётся возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих воспитанников. Последовательность в системе обучения детей помогает успешно овладеть всей предложенной им программой. Привычка ребёнка к регулярным занятиям плавания с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха в дальнейшей жизни – самый важный итог всей работы.

Так пусть вода, представляющая естественную стихию, играет в человеческой жизни не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и здоровья.

Уроки плавания для детей

Консультация для родителей.

Навык плавания для любого человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки. Достаточно вспомнить, что еще в утробе матери ребеночек уже находится в водной среде, то есть, в свободном плавании – в прямом смысле. И поэтому также считается, что обучение малыша плаванию желательно начинать как можно раньше, пока привычка к перемещению в водной среде не утрачена полностью. Замечено, что чем старше человек становится, тем более усиливается его страх перед водой. И тем сложней с возрастом научится на воде держаться, не говоря уж о плавании полноценном. Тем более, рационально начинать обучение плаванию ребенка уже с раннего возраста – уже даже до первого его похода в школу.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста не только даст ребенку один из очень ценных навыков, которые потом не раз ему пригодятся в жизни. Плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, такие полезные для растущего организма. Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания . Обучение плаванию детей дошкольного возраста, и последующее их свободное уже самостоятельное плавание, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша.

Во время нахождения в воде, разгружается позвоночник ребенка, что немаловажно для профилактики сколиоза и формирования правильной осанки. Во время плавания для передвижения в воде задействуются те группы мышц, на которые в повседневной жизни нагрузка приходится незначительная. Таким образом, обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует также и формированию хорошей фигуры, улучшению тонуса мышц. Благотворно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка , оказывает положительное влияние на нервную систему. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон.

Немаловажно и то, что обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует нормализации обменных процессов, за счет чего ребенок чувствует себя намного лучше – здоровье улучшается, а иммунитет укрепляется . Специалисты отмечают, что обучение плаванию, а затем – и регулярные занятия плаванием приводят к тому, что ребенок становится более устойчивым к распространенным детским заболеваниям и болеет гораздо реже сверстников.

Определенную роль в этом играет и перепад температур, воздушные и солнечные ванны, обеспечиваемые в ходе обучения плаванию детей дошкольного возраста (если обучение происходит вне границ бассейна в открытом водоеме). Причем, обучение детей дошкольного возраста погожим летним днем где-нибудь на озере возле дачного участка все-таки более «здорово» и показано, нежели приобретение навыков плавания в бассейне. Тем более, родители в этом случае могут самостоятельно заниматься с ребенком – малыш всегда больше доверяет маме с папой, нежели тренеру. В то же время, обучение плаванию детей дошкольного возраста в бассейне при помощи специалиста также имеет ряд преимуществ: профессионал всегда знает, как в идеале должна проходить тренировка, умеет при необходимости оказывать первую помощь, а количество и разнообразие бассейнов дает возможность подобрать наиболее подходящий для обучения ребенка того или иного возраста.

Если все-таки родители заинтересованы в самостоятельном обучении плаванию ребенка, следует придерживаться определенных для этого правил.

Учиться плавать необходимо на неглубокой воде, дно водоема при этом должно быть твердым, без возможного наличия ям или омутов. Главное – преодолеть страх ребенка перед водой (если таковой присутствует, ведь в большинстве своем дети воды не боятся, и даже воду любят). Для этого можно с ребенком играть в «войнушки» водой, поднимать брызги руками. Если все-таки опаска воды у ребенка присутствует, заходить в водоем следует потихоньку, держа малыша за руки в позиции лицом к лицу.

Пребывание ребенка в воде должно быть ограниченным – начиная с 5-10 минут. При этом желательно, чтобы температура воды составляла не менее 20-24 градусов, в то время, как температура окружающей среды – 25-30 градусов. Ребенок в воде не должен мерзнуть, при малейшем на это подозрении (малыш побледнел, губы приобретают синий оттенок), ребенка из воды нужно выводить. Уже во время захождения в воду, малыша следует водой обтереть – лучше, если он это сделает самостоятельно, пропуская воду сквозь пальцы и привыкая к ней.

Лучше, если первый «сеанс» обучения плаванию детей дошкольного возраста впервые происходит на море: соленая морская вода лучше «держит» и малышу в ней легче научится передвигаться. Но есть при таком обучении и минус – в соленой воде не особо поныряешь, ведь соль раздражает глаза. А погружаться в воду, нырять малыш должен учиться в процессе общего обучения плаванию.

Погружение в воду в виде нырков осваивать также нужно постепенно: сначала малыша погружается в воду до шеи, со временем – чтобы вода покрыла рот, затем нос. Можно предложить ребенку поиграть в «поплавки», сначала продемонстрировав, как «поплавок» выглядит со стороны. Для этого родитель подтягивает колени, обхватывает их руками, задерживает воздух, нагибает голову к груди, и таким образом погружается в воду. Затем предлагает повторить упражнение малышу, при этом, слегка поддерживая его, тем самым, придавая уверенности. Со временем, когда малыш более-менее освоит навыки плавания, можно будет предлагать ему поиграть в «водолазов»: собирать в воде разбросанные на небольшой глубине игрушки. Или в «дельфинов» – положив на воду круг, предложить ребенку поднырнуть под него.

Надувные элементы в процессе обучения плаванию вообще сослужат очень хорошую службу. Рекомендовано использовать самые разные элементы, удерживающие ребенка на воде – нарукавники, круги, мячи, пенопластовые доски. Ребенок может за них держаться, и в то же время отрабатывать движения руками или ногами.

Движения эти малышу нужно показать еще на суше, например, с использованием скамеечки. Дети обычно радостно повторяют за взрослыми движения, посему, проблем с обучением ребенка гребкам руками и махам ногами, которые потом он будет воспроизводить в воде, возникать не должно. Так, повторов несколько раз «плавательные» движения на суше, нужно попросить ребенка повторить их в воде. Делать это он может, сначала находясь в надувном круге. Со временем можно ребенку предложить от круга отказаться – вместо него поддерживать малыша в воде родитель будет на руках. Важно, чтобы ребенок почувствовал, какие усилия ему нужно приложить, чтобы находится в воде самостоятельно.

Обучение плаванию в бассейне детей дошкольного возраста проходит под руководством инструктора по плаванию.

Делится на несколько этапов:

Первый этап – выполнение упражнений на суше, которые способны имитировать плавательные движения. К таким движениям относятся гребки с поворотами головы, прогибы в позвоночнике в положении лежа, махи прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, а также многие другие.

Второй этап – ребенок должен привыкнуть к пребыванию в воде и освоить плавательные движения теперь уже не на суше, а в бассейне. Сначала ребенок учится правильно держаться на воде при нырянии и скольжении, во время чего инструктор поддерживает его за руку или за ногу. Уроки плавания для детей также способствуют усвоению такого навыка, как выполнение выдоха в воду медленно и постепенно. На начальном этапе обучения плаванию – это самая сложная задача, поэтому упражнение выполняется по команде инструктора «выдох». Что же ребенок будет уметь в результате освоения второго этапа? Это выдох в воду и скольжение по воде с отталкиванием ногами от бортика бассейна.

Третий этап - это освоение детьми движений ногами при плавании вольным стилем, инструктор во время таких занятий поддерживает ребенка за руки. Кроме того, необходимо проследить за тем, чтобы ребенок не закрывал глаза и смотрел прямо перед собой. После приобретения данных навыков начинается обучение плаванию при помощи движений рук и дыхания с поворотами головы на вдохе.

Четвертый этап - полная координация плавательных движений при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием.

Также существует ряд требований непосредственно для бассейна, в котором будет проходить начальное обучение плаванию детей:

Безопасность (как правило, это бассейн-лягушатник, глубина которого составляет 90 см);

Комфортная температура от +32 до +34 градуса

Обучение плаванию детей в бассейне проходит в игровом режиме, что помогает малышам легче усвоить начальные навыки плавания. Для этого используются различные игры на воде, например, «Лягушка» (прыжки в воде) или «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием по пояс).

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью – формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

Существуют следующие советы для обучения плаванию:1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении “стрелочка” (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Ирина Петровна

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации , обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий , приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы.

При включении в режим дня занятий плаванием в него вносятся некоторые изменения. Обязательно учитывается время приема пищи (40 мин. после еды и 1,5 – 2 часа до ночного сна) . Лучше всего проводить занятия в следующие периоды :

Утром до завтрака с 7 :30 до 8 :30

после завтрака с 9 :30 до 12 :30

После дневного сна с 15 :30 до 16 :30

Наиболее удобно проведение занятий с самого утра , т. к. не нарушается общий распорядок дня. Утренняя гимнастика и игры заменяются занятиями плаванием , общеобразовательные занятия проводятся полностью, дети своевременно выходят на прогулку, потому что за время завтрака и занятий они успевают высушить волосы и отдохнуть. В группах занимающихся до завтрака почти не бывают опозданий.

Наиболее часто проводят занятия с 9 :30 до 12 :30, поэтому в режиме дня происходят изменения. Пребывание детей на прогулке сокращается на 15-20 мин, обед и сон переносятся на 15-20 мин. позже. В холодное время года дети после занятий вообще не выходят на прогулку.

Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейне3х7 метра, глубиной 60-90 см. Спуск в бассейн производится с бортика, выход по лестнице, сделанной из не скользящего материала.

С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма, при выходе из бассейна и из душевой кладутся резиновые коврики, чтобы дети не скользили по мокрому полу.

Размеры бассейна позволяют проведение занятий с группой детей не более 6-8 человек, по санитарным нормам 3 кв. м на 1 ребенка. Для занятий дети делятся на подгруппы по 6-8 детей. Длительность занятия вместе с подготовкой, для детей разного дошкольного возраста рекомендуется от 10-15 до 30-35 минут на подгруппу (на суше не более 3-5 минут) .

Подготовка детей к занятиям

Ещё до начала работы бассейна необходимо сообщить родителям, что в детском саду будут обучать плаванию . Во время бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом состояния его здоровья и психофизиологических особенностей (консультация врача) . Родители должны научить детей правильно пользоваться купальными принадлежностями, самостоятельно складывать вещи.

Перед началом занятий по плаванию проводят собрание с родителями на котором необходимо заранее оговорить подготовку детей к занятиям . Они должны уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, а также тщательно мыться под душем и вытираться полотенцем.

Перед началом занятий с детьми проводят специальные беседы о правилах личной гигиены, сообщают правила поведения в бассейне и раздевалках, объясняют значение плавания .

Правила поведения в бассейне.

Внимательно слушать задание и выполнять его

Входить в воду только по разрешению

Спускаться по лестнице спиной к воде

Не стоять без движений в воде

Не мешать друг другу, окунаться

Не наталкиваться друг на друга

Не кричать

Не звать нарочно на помощь

Не топить друг друга

Не бегать в помещении бассейна

Проситься выйти по необходимости

Выходить быстро по команде инструктора

При посещении бассейна у каждого ребёнка должны быть следующие купальные принадлежности : плавки , резиновая шапочка, купальные тапочки, полотенце, сумочка с мылом и мочалкой, расчёска, сменное белье. Все эти вещи помещают в специальную сумку, которую дети должны уметь складывать.

При подготовке к занятию по плаванию дети должны раздеться в своей раздевальной до нижнего белья, надеть поверх него свой халат или накидку, на ноги - носки и тапочки, взять свои купальные принадлежности и идти в бассейн.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем они снимают одежду, по возможности быстро и аккуратно её складывают или вешают. Прежде чем войти в воду, дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой. Температура воды гигиенического душа +36°С. После этого дети на некоторое время становятся под холодный душ (около +30°С) .

Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2-4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.

Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию .

Обеспечение безопасности занятий по плаванию

1. Занятия проводить в местах , полностью отвечающих всем требованиям

безопасности и гигиены.

2. Не допускать неорганизованного плавания , самовольных прыжков в воду

и ныряния.

3. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду,

садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг

другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется .

4. Не проводить занятия с группами , превышающими 10-12 человек.

5. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

6. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только

с разрешения преподавателя.

7. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода

8. Научить детей пользоваться спасательными средствами.

9. Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу,

каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае

необходимости быстро оказать помощь ребенку.

10. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии .

11. Не проводить занятия раньше , чем через 40 минут после еды.

12. При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» ,

посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

13. Соблюдать методическую последовательность обучения.

14. Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья

и специально плавательной подготовки каждого ребенка.

15. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения

безопасности занятий .

Для обеспечения безопасности необходимо иметь соответствующий инвентарь : длинный шест для поддержания и страховки обучающихся плаванию , спасательные круги, поплавок «малыш» , плавательные доски , цветные флажки. Для наиболее эффективной организации занятий используют поддерживающие средства и игрушки (доски из пенопласта, надувные игрушки, мелкие игрушки из плотной резины для упражнений на погружение, обручи, мячи разного размера).

При соблюдении всех основных требований к организации занятий зависит успешность обучения дошкольников плавательным навыкам и умениям , а также их безопасность.

Литература :

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду . - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2003.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с.

3. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду . – М., 2008.

4. Интернет – источники.