В каком году появился британский парламент. Парламент Великобритании

Парламент Великобритании является одной из «визитных карточек» Великобритании, который является старейшим парламентом мира и датируется XIII в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей 1215 года. В соответствии с Великой хартией вольности 1215 году по ст.61 создавался совет из 25 баронов, который наблюдал за действиями короля, за соблюдением хартии Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М.: Единориал УРСС, 2003. 232с.. Поэтому британский Парламент называют отцом всех парламентов. В Великобритании понятие «Парламент» как собственное наименование стало применяться для обозначения национального представительного учреждения Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Малько А.В. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. -- М.: Норма,. -- 320 с., 2004.

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

В системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа:

  • - парламентское верховенство,
  • - парламентарное (ответственное) правление.

Структура и формирование парламента

Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» (собственно, он и дал этой модели наименование) и состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте», поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей, которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

Палата общин - нижняя палат Парламента - избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 650 депутатов по итогам выборов 2015 года. Из 650 членов палаты общин 523 избираются от Англии, 72 -- от Шотландии, 38 -- от Уэльса, 17-- от Северной Ирландии.. Парламентские выборы могут быть назначены в любой момент в течение этого срока, то есть имеет место возможность досрочного роспуска парламента, к которой нередко прибегает правительство -- в британском парламентском праве на этот случай нет никаких ограничений. Председателем Палаты общин является спикер. Он избирается из числа наиболее старейших и уважаемых ее членов в начале работы парламента нового созыва либо при возникновении соответствующей вакансии. Кандидатура спикера должна быть согласована лидерами политических партий, представленных в Палате, и одобрена монархом. В целях недопущения преимуществ для той партии, к которой принадлежит спикер, сразу после избрания он формально выходит из ее состава. По окончании полномочий спикер по традиции получает титул барона и членство в Палате лордов.

Основная задача спикера заключается:

  • 1. обеспечение взаимодействия Палаты общин с монархом, правительством и другими институтами власти,
  • 2. осуществление организационного руководства:
    • - определяет порядок выступления депутатов, следит за тем, чтобы депутаты говорили по существу вопроса, контролирует ход прений, применяет дисциплинарные меры к нарушителям порядка;
    • - выбирает комитет, который будет работать над законопроектом, и назначает его председателя;
    • - определяет, относится ли законопроект к числу финансовых и принимает решение о проведении заседания Комитета всей палаты
    • - подтверждает преодоление права вето Палаты лордов и др.

Чтобы предотвратить давление спикера на депутатов в ходе дебатов, ему, как и его заместителям, не предоставляется права выступать на заседаниях палаты и участвовать в голосовании. Исключение составляет случай, когда голоса депутатов разделяются поровну.

Другие ответственные должностные лица Палаты общин:

  • - заместители спикера (вице-спикеры),
  • - лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты),
  • - клерк - одновременно главный советчик палаты по процедурным вопросам и главный исполнитель палаты. Это постоянная должность, и он -- не член палаты общин. Клерк советует спикеру, подписывает приказы и официальные заявления, а также подписывает и ставит печать на билль. Он -- глава совета по управлению, который состоит из глав шести департаментов палаты.
  • - помощник клерка называется ассистентом. Ещё одно должностное лицо, обязанность которого поддерживать закон, порядок и безопасность в палате.

Комитеты Палаты общин:

  • 1. Комитет Палаты общин собирается для рассмотрения только наиболее важных, при принятии решений конституционного значения, в том числе финансовых законопроектов.
  • 2. общие (временные) комитеты формируются для постатейного рассмотрения законопроектов -- биллей, как публичных, так и частных. Для рассмотрения каждого конкретного билля создаётся отдельный комитет, который после выполнения своей задачи распускается. В палате может функционировать одновременно несколько общих комитетов, насчитывающих от 16 до 50 членов, численность которых пропорциональна партийным фракциям. В основном общие комитеты рассматривают самые разнообразные по своей направленности законопроекты, однако некоторые из них определенным образом ориентированы, например, Большой Шотландский, Большой Уэльский, Большой Североирландский и другие комитеты.
  • 3. специальные комитеты (Комитет по делам Европейского союза, Комитет по отбору, Комитет по процедуре и др.) создаются в начале парламента нового созыва и насчитывают от 11 до 17 членов. Особое место среди них занимают комитеты по контролю за деятельностью правительства, они образуются по отраслям управления. Главная их задача -- контроль над деятельностью министров, поэтому и система этих комитетов и привязана к структуре правительства. Члены правительства не вправе входить в состав таких комитетов, но могут присутствовать на заседаниях и выступать от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты Палаты общин, не состоящие в соответствующем комитете, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права голосования.
  • 4. объединённые комитеты формируемые из равного числа членов Палаты общин и членов Палаты лордов, создаются для рассмотрения вопросов, касающихся обеих палат парламента. Некоторые из них функционируют на постоянной основе (Комитет по правам человека, Комитет по делегированному законодательству). Отличительной чертой объединённых комитетов является то, что, во-первых, председатель -- им может быть член любой их палат -- назначается самим комитетом, а во-вторых, доклад о свой работе комитет представляет обеим палатам.

Палата лордов. Британский парламент - уникальный законодательный орган, а палата лордов не имеет аналогов, подобных ей в мире больше нет.

Палата лордов - верхняя палат Парламента, имеющая членство четырех видов:

  • - духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви - 24 лорда),
  • - светские лорды:

ь наследственные лорды (пэры) - по праву рождения и носили титулы графа, маркиза, герцога, виконта или барона. Акт о Палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 -- выбираются всей Палатой, а остальные 75 -- политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест.

ь пожизненные лорды (пэры). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года пожизненное пэрство в ранге барона присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты Палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели, в том числе женщины.

ь независимые, или беспартийные пэры, которые избираются Комиссией по назначениям в Палату лордов, учреждённой с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.

До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды или лорды-юристы, назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды Палата лордов // Познавательный проект avtosteklo54.ru.

Несмотря на весь свой консерватизм, Палата лордов вынуждена была реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия. Менялся состав Палаты лордов, полномочия, выборность - назначаемость, британская система государственной власти демонстрировала свою гибкость, жизнеспособность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям реальности. В то же время Британия осталась верна своим традициям: постепенно продвигаясь вперед, достигать консенсуса всех политических сил страны Косых Е.С. Палата лордов Великобритании: из Средневековья в XXI век. // Международный научно-исследовательский журнал № 9 (28) / 2014 / http://cyberleninka.ru/монархия республика парламент полномочие

Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти:

  • - лорд-канцлер является главным советником правительства по вопросам правосудия,
  • - возглавляет судебную власть,
  • - является председателем высших судебных органов,
  • - играет важную роль при назначении судей.

У лорда-канцлера имеются два заместителя. Однако в 2003 г. правительство приняло решение ликвидировать в ближайшем будущем существующую должность лорда-канцлера и принять закон об учреждении нового института для осуществления функций, ныне выполнемых лордом-канцлером. Кроме того, вновь назначенный в 2003 г. лорд-канцлер выступил с заявлением, что как судья он не будет заседать в Палате лордов, а также не будет исполнять обязанности государственного секретаря по конституционным делам и, таким образом, перестанет совмещать должности судьи и министра.

Предусматривается должность лидера палаты . Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями.

В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка примерно с таким же, как и в Палате общин, статусом.

Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам, например Комитет по науке и технологиям, Комитет по вопросам Европейского Союза и другие. Такие комитеты могут действовать как постоянные и как временные. Возможно образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.

В обеих Палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие «кнутов» - назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают, как уже отмечалось, голосование и поведение членов фракции в интересах партии.

Полномочия Парламента Великобритании. Основное полномочие - законодательное . Новый закон, в его черновой форме называемый биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты.

Виды биллей:

  • 1. по тому, кто внес :
    • - Правительственный билль - билль, внесённый министром,
    • - Билль частного члена палаты - внесённый обычным членом палаты,
  • 2. По содержанию :
    • - Общественные билли - большая часть биллей, затрагивающая всё общество,
    • - частные билли - билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей,
    • - гибридный билль - частный билль, затрагивающий более широкие слои общества

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты:

  • 1. внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
  • 2. «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
  • 3. согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

Этапы обсуждения законопроекта:

  • 1. Первое чтение представляет собой чистую формальность.
  • 2. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта, но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей.

3. В третьем чтении в Палате общин поправки больше не вносятся, и означает принятие всего законопроекта.

После принятия законопроекта в Палате общин законопроект рассматривается Палатой лордов. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин, были ограничены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его.

Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями». Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.

Финансовые билли относятся только к прерогативе рассмотрения Палатой общин.

Последний этап принятия законопроекта -- это получение Королевского согласия. Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 году, когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин.

В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров).

Контрольные полномочия. Контроль правительства Палатой общин осуществляется:

  • - посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ
  • - через специализированные или временные специально созданные комитеты,
  • - путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства - это более мягкая формула, чем выражение недоверия,
  • - с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора,
  • - вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в доверии правительству.

Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме:

  • - вопросов министрам правительства;
  • - создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.

Судебные полномочия. Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру -- начать процедуру импичмента. Несмотря на то, что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство.

Введение. Британский парламент…………………………..………………3 стр.

1. Становление Британского парламента……………………..……………4 стр.

2. Развитие Британского парламента……………………….….…………...8 стр.

3. Современный Британский парламент……………………….….………..9 стр.

3.1 Палата общин……………………………………….…….……………...9 стр.

3.2 Палата лордов……………………………………….…………………..21 стр.

Заключение………………………………………………………………….25 стр.

Список литературы……………...………………………………………….26 стр.


ВВЕДЕНИЕ

Британский Парламент – один из старейших парламентов мира. Его часто называют «праматерью» – точнее было бы говорить «праотцом» – всех парламентов. Со второй половины XIII века он продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Благодаря Парламенту Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи.

Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат Парламента: верхней палаты – Палаты лордов и нижней палаты – Палаты общин, но чаще, когда говорят о верховной законодательной власти, под «парламентом» подразумевают его основную часть – Палату общин. Палата общин – это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране. Члены Палаты общин именуются «членами Парламента».


1. Становление Британского парламента

Становление и развитее Британского парламента происходило в период с XII по XV век.

Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII века стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 году с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи: согласие сословного представительства на законодательные предложения королей. Собрания вассалов короля, созываемые им, стали играть и роль высшего суда – суда пэров (равных) . Во второй половине XII века в собраниях участвовали уже высшие и средние вассалы. В Великой хартии 1215 года была оговорена обязанность короны созывать подобные собрания в необходимых случаях. В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия повели политическую борьбу за влияние на распределение королевских должностей.

Во второй четверти XIII века Совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236–1267) влияние Совета магнатов усилилось. Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор (приближенный короля) Генриха III. Де Монфором в Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати были приглашены представители от графств и крупных городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

К середине XIV века сложилось разделение парламента на две палаты – верхнюю и нижнюю – Палату лордов и Палату общин. Верхняя Палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Число лордов было невелико – около ста человек. Заседание Палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Как отдельная парламентская структура Палата общин оформлялась в течение второй половины XIV века. Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины» (commons). В XIV веке эта социальная группа включала рыцарство и горожан. К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем.

Депутаты избирались на местах по принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное довольствие. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии.

С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (до 4-х раз в год, когда требовала политическая ситуация). Заседания продолжались 2-5 недель. Парламент открывался по приглашению короля, и участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Языком парламентской документации и устной речи был французский. Записи служебные или относящиеся к делам Церкви велись на латыни. С 1363 года речи депутатов произносились и на английском языке.

В XIV–XV веках в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, свободу от ареста (только на время сессии).

Авторитет учреждения основывался на тех возможностях, которые Парламент сумел добиться за первые полтора столетия своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне обозначена. В этот период и происходило становление системы государственного управления в Англии, и важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз современной исполнительной власти) и парламента. Палата общин имела сильные позиции в сфере налогообложения и таможенных пошлин.

В сфере законодательства к сер. XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты (статуты), принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. В XV веке ни один закон в королевстве уже не мог быть принят без одобрения Палаты общин.

Судебные функции Парламента входили в компетенцию Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего политические и уголовные преступления, а также апелляции. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, Парламент принимал многочисленные петиции по разным вопросам, что давало центральной власти получать информацию о состоянии дел в государстве. Число членов нижней палаты в середине XIV века составляло 200 человек, а к началу XVIII века представителей общин было уже более 500. В середине XV века в Парламенте было представлено более ста городов. Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не горожане, а сельские землевладельцы. Избирателями не могли быть люди, не входившие в городскую общину .

Члены Нижней палаты обладали юридическим образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они составляли дееспособную, почти профессиональную организацию.


2. Развитие Парламента

Парламент XVIII–XIX веков воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось новые связанные с законодательством и взаимоотношениями с короной конституционные обычаи.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным и в XIX веке составл 658 человек. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год. В начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей – барон Ротшильд.

В XVIII веке окончательно складывается верховенство парламента. Характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность. Основной формой деятельности Парламента было законодательство. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности .


3. Современный Британский парламент

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент – пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования.

Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Палата общин и Палата лордов имеют свои символы – черный жезл и булаву. С историческими традициями связано и место проведения заседаний – Вестминстерский дворец.

3.1 Палата общин

Порядок формирования Палаты общин, внутренняя организация и парламентская процедура. Парламентские выборы в Великобритании складывались в ходе длительной эволюции. Основные правила, относящиеся к избирательной системе, содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством. Другая особенность избирательного права и избирательной системы – в их связи с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему. В процессе парламентских выборов решается вопрос, какая из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной .

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду

два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия - 419 депутатских мандатов; Консервативная партия - 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов - 46 депутатских мандатов; региональные партии -29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг-лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию - 61 депутат; Уэльс - 41 депутат; Северную Ирландию - 18 депутатов.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со-гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла-дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк -должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты (Committees of the whole House) представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2) Постоянные комитеты (Standing Committees) формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законода-тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Отобранные комитеты (Select Committees) формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета" (magnum

concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12)1; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам.

В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па-латы общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре-мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия

Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче ние частных законопроектов и актов делегированного законода тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

публичные билли (Public Bills) - это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты - члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной терри-

тории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) - это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большин-ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам - на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

За века своего существования английский парламент оброс многочисленными традициями. Некоторые из них актуальны и представляют собой правила поведения в верхней и нижней палатах, другие же устарели и сохраняются только из любви к традициям.

Каждое заседание нижней палаты парламента Великобритании начинается с молитвы. Члены палаты молятся стоя, повернувшись лицом к стене за их спинами (молиться, стоя на коленях, члены палаты не могли, когда было принято носить мечи в парламенте) священник читает молитвы вслух. С 1997 года читается дополнительная молитва в те дни, когда один из членов парламента умирает. Эта традиция берет свое начало в 1558 году, когда члены палаты начали молиться перед заседанием, а двадцать лет спустя она уже твердо устоялась и молитвы читал специально приглашенный священнослужитель.

Выражения, употребляемые в палате, должны подчиняться особым правилам. В английском парламенте нельзя произносить слова и выражения, которые могут оскорбить других членов парламента, нельзя употреблять грубые выражения, намекать или откровенно заявлять о том, что другой член палаты лжет или пьян, и перевирать слова других. Если же кто-то нарушил эти правила, спикер попросит этого кого-то забрать их назад. Если же его не послушаются, то виновник может быть наказан и даже отстранен от заседаний на определенный срок.

В час окончания заседаний в парламенте полицейские кричат "Кто идет домой?". Эта традиция началась в те дни, когда в еще не было центрального освещения улиц, и парламентарии шли домой небольшими группками, снижая риск быть ограбленными на темных улицах города. Кстати, наверное, актуально и сейчас, тем более что по расписанию вечерние заседания заканчиваются в 22 часа, но могут продолжаться далеко за полночь. Полицейские не входят в зал заседаний до тех пор, пока обсуждение не закончится.

Члены нижней палаты обычно кланяются спикеру, когда покидают зал заседаний. Предполагается, что этот обычай произошел от тех времен, когда Палата Общин заседала в часовне Святого Стивена , где спикер сидел рядом с алтарем и члены парламента кланялись именно алтарю, а не спикеру. После завершения очередной сессии парламента, а особенно после его роспуска перед новыми выборами, члены нижней палаты, покидая зал заседаний, жмут руку спикера.

Официальная одежда членов парламента представляет собой костюм, который одевают на деловую встречу или переговоры. Однако, в последние годы некоторые члены парламента были замечены в Вестминстерском дворце не только без галстуков, но даже без пиджаков. В XVIII веке было принято носить парики , но до наших дней парики остались лишь на головах спикера и клерков, однако действующий спикер Палаты Общин не носит парик.

Шляпы были другим атрибутом парламентского этикета. Их носили в зале заседания, но снимали при входе и выходе из зала, а также во время высказываний. Шляпа также служила отличным способом занять место на скамье в зале заседаний, так как без шляпы человек не мог далеко уйти, и, соответственно, должен был обязательно вернуться. Эта система была разрушена теми членами палаты, которые носили с собой по две шляпы. В наше время шляпы необходимо носить всем парламентариям-мужчинам во время обращения к спикеру. Женщины могут не носить шляпы. Медали и другие знаки отличия, показывающие благосклонность или благодарность монарха, нельзя носить в английском парламенте.

Другой пережиток прошлого в парламенте - нюхательный табак, предоставленный для пользования членам нижней палаты парламента и остальным клеркам палаты. Табакерка лежит у входа в палату. Однако, очень немногие пользуются этой возможностью, хотя нюхательный табак - это единственный вид табака, разрешенный в палате и комитетах. Курение было запрещено еще в 1693 году.

Собаки, за исключением собак-поводырей, не допускаются в здание английского парламента . Один из членов нижней палаты парламента, Дэвид Бланкетт, лишен зрения, поэтому он постоянно приводит с собой свою собаку-поводыря Люси.

Процесс принятия нового закона требует, чтобы текст Билля был принят обеими палатами парламента. Передача Билля из палаты в палату всегда происходит по определенному порядку, при котором для сообщения результатов обсуждения Билля другой палате вот уже более 200 лет используются фразы на норманнском французском языке.

Лорд-канцлер в Палате Лордов сидит на мешке с шерстью. Этот обычай вышел из средних веков, когда Англия была главным экспортером шерсти и шерстяных изделий в Европу и считалась ведущим производителем как по качеству, так и по количеству материала. Символизируя национальное достояние страны, Лорд-канцлер сидел и по-прежнему сидит на мешке, набитом шерстью. Единственное изменение традиции - мешок набивают шерстью не только производства Великобритании, но и других стран Содружества, что символизирует единство этих стран.

Особенности принципа разделения властей в Великобритании

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

В силу господства в Великобритании концепции верховенства Парламента в ней длительное время отвергался такой институт непосредственной демократии, как референдум. А поскольку закона о референдуме до сих пор нет, поэтому единственный общегосударственный референдум, проводившийся по поводу вступления в ЕС, а также, несколько региональных референдумов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии осуществлялись на основе разовых законов, принимавшихся Парламентом. В Великобритании выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства . Округа по выборам в Парламент одномандатные, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Пассивное избирательное право предоставляется с 21 года. Регистрация избирателей в списках обязательна. Списки избирателей составляются 1 раз в год на 16 января по данным домовладельцев. Активным и пассивным избирательным правом не обладают:

·священники государственной церкви;

·гражданские служащие, назначенные короной;

·судьи (за исключением мировых);

·злостные банкроты;

·лица, осужденные за мошенничество на выборах, лишаются избирательных прав на срок от 5 до 10 лет;

·лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Для выдвижения кандидата в Парламент необходимы подписи 10 избирателей или выдвижение политической партией. Регистрация кандидатов производится при уплате избирательного залога в размере 500 фунтов стерлингов. Избирательных комиссий в стране нет. В общегосударственном масштабе выборами руководит МВД, на местах – чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются на шерифов графств, либо на председателей муниципальных советов.

Принцип разделения властей в Великобритании действует с рядом особенностей:

·положение монарха в системе органов государственной власти, проявляющееся в том, что он является частью каждой из ее ветвей: например, Правительство Ее Величества; Судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха; наконец, королевская подпись на законопроекте.

·члены Правительства являются членами Парламента, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства.

·Палата лордов является одновременно и высшей судебной аппеляционной инстанцией страны.

·Лорд-канцлер – это одновременно и спикер Палаты лордов и член Кабинета Министров и Председатель Апелляционного Суда Великобритании.

·Тайный Совет – совещательный и исполнительный орган при монархе является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов.


По британской конституционной доктрине глава государства является составной частью Парламента, поэтому он представляет собой триединый орган: монарх, Палата лордов и Палата общин.

Палата общин состоит из 659 парламентариев, избираемых на 5 лет. Они обладают ограниченным иммунитетом и индемнитетом. Кроме работы непосредственно в палате парламентарии обязаны по выходным дням вести прием избирателей в своих округах, принимать их заявления для передачи Парламенту.

Работой Палаты общин руководит ее спикер, избираемый на срок полномочий Палаты от партийной фракции, имеющей большинство мандатов. После чего он формально назначается на эту должность монархом. Спикер имеет право назначать председателей постоянных комитетов, передавать им законопроекты, предоставлять и лишать слова парламентариев, налагать дисциплинарные санкции на депутатов, обеспечивать взаимодействие Палаты общин с Палатой лордов и монархом. В Палате общин создаются постоянные и временные комитеты, которые подразделяются на специализированные, неспециализированные и сессионные, в работе которых велика роль партийных фракций, поскольку парламентарии при обсуждении и голосовании связаны строгой партийной дисциплиной.

Кворум для заседания Палаты общин составляет всего 40 парламентариев.

Палата лордов после реформы 1999 года сокращена по численности почти в 2 раза и составляет около 600 членов. Отменено наследственное членство.

В состав палаты входят пожизненные пэры. Этот титул присваивается монархом по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству. Членами палаты являются так называемые духовные лорды, т.е. архиепископы и епископы англиканской церкви, а также «судебные лорды» - это 11 пожизненно назначенных монархом судей Судебного комитета Палаты лордов, являющихся высшей судебной инстанцией по гражданским делам. В состав этого комитета входят также лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности в стране. За счет этого число «судебных лордов» может достигать 20 человек. Спикера палаты лордов, по предложению Премьер-министра формально утверждает монарх сроком на 5 лет. Кворум для проведения заседаний – 3 лорда. Палата лордов создает комитеты по различным вопросам ее компетенции. Среди них наиболее значимые комитет по науке и технологиям и комитет по вопросам ЕС. К функциям палаты относятся законодательные, судебные и контрольные функции. Последние проявляются в практике вопросов министрам Правительства, а также создание специальных комитетов для изучения вопросов, по итогам работы которых информируется Правительство и население.

Законодательный процесс в Парламенте состоит в рассмотрении, согласно установленной процедуре, законопроектов, которые могут быть внесены в любую палату. Финансовые законопроекты вносятся только в Палату общин. На практике законопроекты рассматриваются сначала в нижней палате. Монарх в Великобритании обладает правом законодательной инициативы, законопроекты от его имени представляют министры. Более 95% законопроектов, рассматриваемых Парламентом – это законопроекты Правительства. Все законопроекты можно подразделить на 3 группы:

·публичные билли – законопроекты, представляющие важное значение и интерес для всего общества. Инициаторами их внесения являются члены обеих палат, а также члены Правительства. Правительственные законопроекты рассматриваются в Парламенте в приоритетном порядке.

·частные билли – законопроекты, регулирующие вопросы, касающиеся определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициаторами частных биллей являются местные органы власти или общественные объединения. Вносится такие законопроекты в Парламент в форме петиций.

·смешанные билли – законопроекты, отличающиеся большой общественной значимостью и одновременно затрагивающие интересы определенных групп населения.

Как правило, первое чтение законопроекта состоит в зачитывании его названия, тиражировании и раздаче парламентариям. Дискуссии на этой стадии редки. Через две-три недели проводится второе чтение , которое начинается с обсуждения общих положений законопроекта. Затем он передается в комитет или несколько смежных комитетов, где парламентарии и эксперты детально, постатейно изучают законопроект, вносят поправки и голосуют по нему. После обсуждения в комитетах, законопроект возвращается в палату для продолжения рассмотрения во втором чтении с рассмотрением и обсуждением поправок и голосованием по ним.

В третьем чтении спикер палаты ставит проект на голосование в целом. Дискуссии на данной стадии проводятся достаточно редко. Для принятия закона необходимо абсолютное большинство голосов общего числа членов палаты. Принятый в нижней палате законопроект направляется в Палату лордов, которая может внести в него поправки. В этом случае их должна обсудить нижняя палата. Верхняя палата может наложить вето на законопроект, которое Палата общин преодолевает простым большинством, но только на другой сессии. Если Палата лордов в течение месяца не рассмотрит законопроект, он вступает в силу без ее согласия.

Наряду с законодательной функцией британский Парламент имеет функции принятия бюджета и контроля за деятельностью Правительства.

Юридически Правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра. Глава Правительства решает, уйдет ли в отставку все Правительство или конкретный министр. Вопрос о вотуме доверия Правительству является только связанным. Это означает, что он ставится самим Правительством в связи с предлагаемым им законопроектом.